Предпринимателям о принудительном взыскании налогов (Е
Из анализа положений ст. 76 и 101 НК РФ в их совокупности и взаимосвязи следует, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в качестве обеспечительной меры по исполнению решения, принятого по результатам налоговой проверки, не может быть принято инспекцией произвольно, ему должна предшествовать определенная процедура, направленная на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика. Налоговый орган вначале должен наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества. Затем убедиться, что совокупная стоимость такого имущества меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности (отказе от привлечения к ответственности) за совершение налогового правонарушения. После этого он вправе приостановить операции по счетам в банке, но на сумму в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности (отказе от привлечения к ответственности) за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
*(1) Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Внесудебный порядок взыскания недоимок и штрафов с организаций и предпринимателей
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Для индивидуальных предпринимателей максимальный размер штрафа, взыскиваемый на основании решения налогового органа, составляет 5 тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период (или по иному нарушению законодательства о налогах и сборах) (5).
Принудительное взыскание налога, пени, штрафа с организаций, индивидуальных предпринимателей (, 47 НК)
Взыскание налога и пени с организаций производится, по общему правилу, в бесспорном порядке. В случаях установленных НК РФ — в судебном. Конституционный Суд РФ не признает бесспорный порядок, как положение нарушающее конституционные права граждан (ст.35 Конституции РФ «Никто не может быть принудительно лишен своего имущества иначе как по решения суда»). В качестве доводов суд отмечает, что принудительному взысканию предшествует обязательное направление требования налогоплательщику, НК РФ устанавливает судебный контроль, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в суд или вышестоящий налоговый орган, суд также вправе приостановить решение налогового органа.
Бесспорное взыскание включает два этапа: взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах организации (ст46 НК РФ), и взыскание за счет иного имущества налогоплательщика(ст.47 НК РФ) в следующей последовательности: .
Общая характеристика принудительного взыскания налога с организации, с индивидуального предпринимателя и с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
Если налог не уплачивается налогоплательщиком в установленный срок, он может быть взыскан принудительно налоговым органом. По общему правилу в силу п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ (во внесудебном порядке); взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (в судебном порядке). Те же правила действуют и в отношении налогов, удержанных налоговым агентом; сборов; пени и штрафов (п. 8 ст. 45, п. 10 ст. 46, п. 8 – 9 ст. 47, ст. 48 НК РФ).
Налоговый орган, располагая информацией о наличии задолженности, обязан, в соответствии со ст. 69 НК РФ, предложить налогоплательщику уплатить налог добровольно (и предупредить о возможном принудительном взыскании) посредством направления соответствующего документа – требования об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Сроки взыскания и уплаты недоимки, пени, штрафов
В настоящее время положения ст. 115 НК применяются в случаях, если сумма штрафа, взыскиваемого с индивидуального предпринимателя, — пять тысяч рублей и более, с организации — пятьдесят тысяч рублей и более. Таким образом, законодатель разделил правомочия юрисдикционных органов (налогового органа и суда) по установлению вины налогоплательщика и взысканию налоговой санкции в зависимости от ее суммы.
Пункт 1 информационного письма ВАС РФ от 20 февраля 2006 г. N 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров».
Внесудебный порядок взыскания недоимок и штрафов с организаций и предпринимателей
Напомним, что в настоящее время требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. В связи с этим определенное Законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ исчисление трехмесячного срока со дня выявления недоимки в целом ухудшает положение налогоплательщика, так как момент «выявления недоимки» законодателем точно не определен.
Ранее в первую очередь взыскание налога за счет имущества производилось только за счет наличных денежных средств, теперь же взыскание может быть повторно обращено на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.
Принудительное взыскание налога
Взыскание задолженности по налогам производится судом на основании так называемого судебного приказа. Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению налогового органа о взыскании с должника-налогоплательщика денежных сумм или истребовании имущества (ч. 1 ст. 125-1 ГПК РФ).
Если налогоплательщик не исполняет или не полностью исполняет обязанность по уплате налога в установленный срок, то данная обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства и имущество налогоплательщика. Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования налогового органа об уплате налога. Если решение о взыскании принимается уже после истечения указанного срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако пропуск данного срока не лишает налоговый орган возможности обратиться в суд с иском о взыскании необходимых денежных средств.
Имеет ли задолженность по налогам срок давности списания и какой срок
Важно вот что: если взыскание задолженности уже началось и в правильный срок «дошло» до стадии судебных приставов, оно будет длится «до победного» — до взыскания долга. У приставов на исполнительные действия — два месяца, но законом разрешено этот срок продлевать.
Правда, они не объясняли, что у этого списания были дополнительные условия — списаны были долги, по которым не направлялись требования, не были получены исполнительные листы и не были направлены эти листы приставам. Тем, у кого старые долги уже взыскивали приставы, не повезло — их задолженность осталась задолженностью независимо от того, как давно она образовалась; ее взыскание продолжилось.
Ваше право
Как представляется из смысла ст. 46 НК РФ, до предъявления иска в суд налоговый орган все же обязан выполнить такие процедуры, как выставление требования об уплате налогоплательщику и принятие решения о взыскании. Разница заключается только в способе исполнения данного решения — не в административном, а в судебном порядке.
Законодатели уточнили порядок отмены приостановления операций по счетам в банках. В частности, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Соответствующие поправки внесены в п. 9.1 ст. 76 НК РФ.
Срок взыскания задолженности по налогам
Прежде всего, необходимо различать для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно.
Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.
Срок взыскания налоговой задолженности
Срок исковой давности по налогам– это период времени, в пределах которого налоговая служба имеет возможность принудительно взыскать задолженность. Об основных правилах определения такого срока можно узнать, прочитав данную статью.
Процедура взимания недоимки с юридических лиц и ИП регламентирована статьями 46, 47 НК РФ. В первую очередь ИФНС направляет в банк инкассовые поручения о списании средств со счетов должника. Это возможно в течение 2 месяцев с момента истечения срока, предоставленного для исполнения предварительно направленного требования. Пропуск этого срока влечет последствия:
Этапы И Сроки Принудительного Взыскания Штрафа С Индивидуальных Предпринимателей
Выставление налогового требования — обязательная стадия, которая должна предшествовать принятию руководителем налоговой инспекции решения о бесспорном взыскании налоговой недоимки (штрафа). Если проверяющие нарушили эту норму законодательства, т. е. не направили организации соответствующее требование, они утрачивают право бесспорно списать с ее счетов сумму налоговой задолженности.
Таким образом, второй важный этап процедуры бесспорного взыскания — своевременное принятие налоговым органом решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке.
Этапы И Сроки Принудительного Взыскания Штрафа С Индивидуальных Предпринимателей
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 указанного Кодекса.
В связи с вступлением с 1 января 2006г. Федерального закона от 4 ноября 2005г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (далее по тексту — Закон N 137-ФЗ) возникло новое толкование норм НК о порядке взыскания недоимки и пеней.
Принудительное взыскание налогов
В некоторых случаях принудительные возможности государственных органов по взысканию налога временно приостанавливаются в силу наличия установленных в законе обстоятельств, после прекращения, которых могут быть восстановлены (п.3 ст.51 – физические лица безвестно отсутствующие или недееспособные).
– от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговый орган (например, о наличие недвижимого имущества из Федеральной регистрационной службы); о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности – от налоговых агентов (подп. 2 п. 3 ст.24 НК РФ).
Принудительное взыскание
Кроме того, пунктами 1 и 5 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ) установлено, что юрлица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа на территории Крыма или Севастополя на день принятия в РФ и которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ сумма, установленная п.2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличена до 3000 руб.. Указанное положение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 20-ФЗ и применяется только к взысканию тех сумм, требования об уплате которых направлены после указанной даты. Закон N 20-ФЗ опубликован 4 марта 2013 г.