Что нового в архивном деле в 2022 году
- Структурная схема. Используется в том случае, если организационная структура компании или учреждения является стабильной. Разделы реестра дел формируются для каждого подразделения организации на основе структуры и штатного расписания.
- Функциональная схема. Применяется в предприятиях с нестабильной организационной структурой. Разделами выступают отдельные функции (трудовые отношения, кадры, отчетность и другие) или направления работы компании (производство, охрана труда, строительство, ремонт и т. д.).
Наиболее известный пример — версии форматов документов Microsoft Word 95, 97-2022, 2022-2022. А ведь для воспроизведения данного типа файлов нужна определенная программа, которая в свою очередь требует определенной операционной системы, работающей на ограниченном наборе аппаратных средств.
Мобильные стеллажи устанавливаются в соответствии с рекомендациями их производителей и с соблюдением нормативов для стационарных стеллажей в части главного прохода, расстояний от внешних стен и потолка помещения, а также от нагревательных и (или) отопительных устройств.
Некоторые упомянутые нами документы являются нормативными, то есть обязательными для всех, а некоторые являются методическими, носят рекомендательный характер. В статье мы не будем акцентировать особое внимание на том, что положения одного документа соблюдать нужно обязательно, а другого – нет. Ограничимся лишь основными соответствующими пометками. В делопроизводстве все взаимосвязано, и в конечном итоге выполнять только обязательные предписания не получится. Приведем пример: для обычной коммерческой организации обязательно выполнять только положения документов по архивному делу. ГОСТы, Примерная инструкция по делопроизводству и весь остальной пул документов носят рекомендательный или вовсе справочный характер. Однако невозможно правильно архивировать документы, игнорируя процессы документирования и документооборота. Для хранения нам нужно знать вид и разновидность документа (это документирование), а также вовремя получить его в архив (это документооборот). Вот и получается, что разделение на обязательные и необязательные регламентирующие документы в делопроизводстве – условное. Знать и выполнять приходится все.
Самостоятельные структурные подразделения предприятия в виде филиалов и представительств обязательно учитываются в номенклатуре дел. Обычно связанные с ними документы указываются в виде отдельных подразделов или разделов с указанием конкретного подразделения.
На предприятии нередко создаются общественные организации. Речь в данном случае идет о профсоюзах. Если подобное объединение зарегистрировано в качестве юридического лица, необходимо формирование индивидуального документального и архивного фонда. Как следствие, создается собственная номенклатура дел.
- организационная структура и штатное расписание предприятия;
- разработанные в предыдущие годы реестры дел;
- описи дел временного и постоянного хранения;
- при наличии — типовые номенклатуры дел;
- правила организации, определяющие порядок документооборота и документирования на предприятии;
- перечень документов, регламентирующих срок их хранения.
Самостоятельные структурные подразделения предприятия в виде филиалов и представительств обязательно учитываются в номенклатуре дел. Обычно связанные с ними документы указываются в виде отдельных подразделов или разделов с указанием конкретного подразделения.
- делопроизводство представляет собой деятельность по документированию, документообороту, хранению и практическому применению различных документов;
- под архивным делом понимается работа, позволяющая обеспечить хранение, комплектование, использование и учет архивной документации;
- документ — это информация, зафиксированная на каком-либо носителе и содержащая реквизиты, позволяющие осуществить ее идентификацию;
- архивный документ представляет собой акт, завершенный делопроизводством, который необходимо хранить определенное количество времени в соответствии с действующими требованиями законодательства;
- под документированием понимается операция записи данных на носитель по правилам, установленным в организации;
- документооборот — это движение документов на предприятии с момента разработки и до момента утилизации;
- номенклатура дел — список заголовков, сформированных в организации дел, в котором указываются сроки их хранения;
- под индексом дела понимается его обозначение, указанное в реестре дел и состоящее из цифр и букв.
При этом сотрудники представительства или филиала формируют собственную номенклатуру дел, которая затем предоставляется в головную организацию и становится частью общего перечня заголовков дел. Если организационная структура хозяйствующего субъекта предусматривает большое количество региональных подразделений, рекомендуется формировать типовой реестр дел представительств и филиалов.
Сколько хранить кадровые документы: новые сроки
- документы о дисциплинарных взысканиях – 3 года вместо пяти лет;
- заявки о потребности в иностранцах – 1 год вместо пяти лет;
- документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда – 5 лет, а не постоянно;
- книги, журналы регистрации, базы данных несчастных случаев на производстве, учета аварий – 45 лет, а не постоянно.
Для ряда документов срок хранения зависит от того, когда по ним закончено делопроизводство:
- если до 01.01.2003, то их нужно хранить 75 лет;
- если после – 50 лет.
Обычно это трудовые договоры, документы о приеме, переводе, увольнении, личные карточки работников. Сейчас такие документы хранят 75 лет.
- пункт 8.1 – прием, перевод на другую работу (перемещение), увольнение работников, кадровый учет;
- пункт 8.2 – противодействие коррупции;
- пункт 8.3 – аттестация, повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников, независимая оценка квалификации;
- пункт 8.4 – награждение.
Далее вся основная номенклатура кадровых документов с соответствующими сроками хранения представлена в таблицах. Поясним, что срок хранения с отметкой «ЭПК» означает, что документ после истечения установленного срока хранения можно взять на постоянное хранение.
- на должностное лицо в размере от 5000 до 10 000 рублей при первом нарушении, от 10 000 до 20 000 рублей при повторном нарушении (ст. 15.11 КоАП РФ);
- на организацию в размере 10 000 рублей при первом нарушении, 20 000 рублей при нарушении в течение более одного налогового периода (ст. 120 НК РФ).
Хранить документы можно больше положенного срока. При этом контролирующие органы не вправе требовать предъявления документов, у которых истёк срок хранения. Однако, хранение документов меньше положенного срока является нарушением и влечёт за собой наказание в виде штрафа или дисквалификации.
Онлайн-сервис «Астрал.ЭДО» отвечает всем требованиям ведения электронного документооборота. Разработано несколько вариантов СЭД гибко адаптируемых под нужды пользователя. «Астрал.ЭДО» разработан для тех, кто не хочет устанавливать дополнительно ПО, а хочет как можно скорее приступить к работе. АО «Калуга Астрал» обеспечивает роуминг с 20 операторами ЭДО.
О планировании работы архивных учреждений Российской Федерации на 2022 г
совершенствование информационного обслуживания государственных органов, органов местного самоуправления и граждан, прежде всего в части исполнения социально-правовых запросов на основе организации электронного взаимодействия с территориальными органами ПФР посредством Единой государственной информационной системы социального обеспечения и внедрения в практику работы Базы данных о местах хранения архивных документов по личному составу;
Сохраняющаяся неопределенность в отношении возможных сценариев дальнейшего распространения коронавирусной инфекции обуславливает необходимость планирования работы архивных учреждений Российской Федерации на 2022 г., исходя из эпидемической ситуации в каждом конкретном регионе. В случае ее стабилизации – возвращение к деятельности в обычном режиме с соблюдением рекомендаций уполномоченных органов санитарно-эпидемического надзора, в том числе Рекомендаций по организации работы читальных залов государственных и муниципальных архивов Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (МР 3.1/2.1.0199-20), при ухудшении – организация работы с учетом ограничений, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся соответствующие архивы, в том числе с переходом, в необходимых случаях, на дистанционный режим.
Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения и Инструкции по его применению, утвержденных соответственно приказами Росархива от 20.12.2022 № 236 и 20.12.2022 № 237,
работу по рассекречиванию архивных документов, указав название комиссий по рассекречиванию, количество дел и документов, подготовленных к рассекречиванию, количество дел и документов, рассекреченных в плановом порядке, вне плана полностью, частично, из каких фондов, хронологические рамки, количество оставленных на секретном хранении; проблемы работы по рассекречиванию и пути их решения (только уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела);
подготовку сборников документов: «Оборонно-промышленный комплекс СССР. 1946–1963 гг.» (серия «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963»). Т.6 (РГАЭ, ГАРФ, РГАСПИ, РГАНИ, РГА в г. Самаре), «Советский Союз и польское военно-политическое подполье. Апрель 1943 г. – декабрь 1945 г.». Т. 2, части 2-3 (август 1944 – январь 1945 гг.) (ГАРФ, РГАСПИ, РГВА), «Восстание в Варшавском гетто. Апрель-май 1943 г.» (ГАРФ, РГАСПИ, РГАКФД), «Восстановление промышленности Белоруссии. 1944–1950 гг.» (РГАЭ, ГАРФ, РГАСПИ), «Монголия и СЭВ: на пути евразийской экономической интеграции» (РГАЭ, ГАРФ), «Советская модель экономики: Союзный центр и республики Прибалтики. 1975–1991 гг.» (РГАЭ, ГАРФ, РГАНИ), «Голод в Казахстане и России в 1928–1934 гг.» (РГАЭ, ГАРФ, РГВА, РГАСПИ, РГАНИ), «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» (РГАСПИ, ГАРФ, РГАЭ, РГАЛИ), «Коминтерн и Венгрия» (РГАСПИ), «СССР и Вьетнам в годы второй Индокитайской войны. Международная конференция по Вьетнаму. Париж, 1973 г.» (РГАСПИ, РГАНИ), «Политические отношения между СССР и МНР в 1952–1966 гг.» (РГАНИ, ГАРФ, РГАЭ, РГАСПИ, РГАКФД), «Встречи и переговоры на высшем уровне руководителей СССР и Венгрии в 1956–1980-х гг.» (РГАНИ), «Секретариат ЦК КПСС. Протокольные рабочие записи и стенограммы заседаний. Том 3. 1970–1971 гг.» (РГАНИ), «Письма и бумаги императора Петра Великого». Т. XIV, вып. 2 (РГАДА), «Переписка гетманов Левобережной Украины с Москвой и Санкт-Петербургом в 1654–1764 гг.» (Вып. 2. Гетманство И.О. Выговского и Ю.Б. Хмельницкого) (РГАДА), «Россия и белорусские земли XVII – первой половины XVIII вв.». Т. 2 «Шляхта и воинские подразделения Великого княжества Литовского на царской службе в 1654–1667 гг.» (РГАДА);
-Ударит, в первую очередь, по хранителям семейной истории, по составителям генеалогий, — говорит активистка «Архивного дозора» Юлия Новикова. – Иногда не все можно найти в городских или областных архивах, и тогда на помощь приходил архив Пенсионного фонда. Теперь такой возможности не будет. Причем утеряны архивы будут безвозвратно. Некоторые это понимают. В Москве и Санкт-Петербурге уже думают над путями решения, некоторые отделения ПФР отдают дела в личные архивы. Почему бы в Липецке не пойти по этому пути? Но нужно оповестить граждан об этом, может быть кто-то захочет забрать из ПФР документы своих предков, родственников. Можно создать комиссию из представителей ПФР, областного архива, ЗАГСа, историков и краеведов для оценки исторической и генеалогической ценности дел и передачи их в облархив или личные архивы потомков.
«Распоряжение на уничтожение документов дано в региональных отделениях Пенсионного фонда России (уничтожаются закрытые выплатные дела), органы ЗАГС (уничтожаются так называемые «вторые» экземпляры актовых книг 1918-1923 года), в меньшей степени уничтожением затронуты органы департамента труда и социальной защиты», — говорится в письме, подписанном председателем МОО «Архивный дозор» Виталием Семёновым. — «При уничтожении не учитываются уникальные исторические особенности Липецка, а именно: в силу трагических событий Гражданской войны, а также оккупации немецко-фашистскими захватчиками части Липецкой и соседних областей, отступления и наступления наших войск, Липецкая область относится к регионам с плохой сохранностью документов начала XIX-середины XX века. В силу специфических особенностей архивной системы, архивные документы по Липецкой области хранятся не только в Государственном архиве Липецкой области (ГАЛО), но и в областных архивах соседних Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской, Рязанской областей и наоборот документы жителей соседних областей хранятся в ГАЛО. Такая ситуация сложилась из-за того, что Липецкая область образована в 1954 году, а до этого входила в состав Воронежской области и Тамбовской губернии. Поэтому любые документы до 1954 года имеют особую ценность для всего Центрально-Черноземного региона.
На Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы возложены функции по формированию и хранению пенсионных дел. После смерти пенсионера, пенсионное дело переходит в статус архивного, а после истечения сроков хранения уничтожается согласно установленным срокам.
В отделение ПФР по Липецкой области говорят, что пенсионные дела гражданам не передаются, но можно получить копии документов из этих дел. Для этого необходимо подтверждение родственных отношений. Обращаться нужно в территориальные органы ПФР по месту получения пенсий.
В редакцию GOROD48 пришло письмо от липецких активистов межрегиональной общественной организации «Архивный дозор», в котором они рассказывают о начатом в региональных отделениях Пенсионного фонда уничтожении пенсионных дел людей, родившихся в период с 1890 по 1950-е годы, согласно приказу Минтруда. К слову, архивы уничтожаются не только в Пенсионном фонде.
Разъяснено (разъяснения Росархива по внедрению Перечня типовых управленческих архивных документов. ), что приказы Росархива об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов с указанием сроков их хранения и Инструкции по его применению были опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) соответственно 7 и 14 февраля текущего года. Таким образом, они вступили в силу соответственно 18 февраля и 25 февраля 2022 года. Одновременно с вступлением в силу приказа Росархива об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов (далее также приказ Росархива № 236), аналогичный приказ Минкультуры России от 25 августа 2010 № 558 признан утратившим силу.
Сроки хранения документов, установленные новым Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве (в том числе до вступления в силу приказа Росархива № 236), за исключением тех документов, которые уже внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные до вступления в силу приказа Росархива № 236.
Новый гост 2022 года по делопроизводству
Печать проставляется, не захватывая собственноручной подписи лица, подписавшего документ, или в месте, обозначенном » мп» («место печати»). для проставления отметки о заверении копии может использоваться штамп. в новом стандарте появились новые разделы 2 «нормативные ссылки» и 3 «общие требования к созданию документов», а также новое приложение — форма титульного листа alt=»Оформление документов по госту с примером»>
3.1. Локальные нормативные акты (далее — ЛНА) организации издаются в виде правил, положений, инструкций, регламентов, перечней, классификаторов и других видов документов. Рекомендуемый образец оформления ЛНА на примере положения о структурном подразделении (приложение № 1).
Почти вся работа с документацией ведется на компьютере. Поэтому неудивительно, что правила их стилевого оформления решено зарегламентировать. Теперь допустимо печатать документ с двух сторон листа. Однако следует проставить одинаковые размеры для левого поля лицевой страницы и правого оборотной.
5.2. Цель организации документооборота — обеспечение своевременного принятия управленческих решений и их исполнения. Задача документооборота — организовать движение документов по наименее короткому пути с минимальными затратами труда и времени, в условиях электронного документооборота — обеспечить доступ к документам пользователям СЭД в соответствии с предоставленными им правами.
3.9. ЛНА утверждается приказом руководителя, если одновременно с утверждением нормативного документа необходимо принять меры организационного, финансового, технического, кадрового или иного характера и дать соответствующие поручения руководителям структурных подразделений или иным работникам организации, а также если необходимо внести изменения или признать утратившими силу ранее утвержденные ЛНА.
Полная таблица архивных документов с новыми сроками хранения в 2022 году
Исключение составляют печатные издания, к которым в числе прочего относятся книги и журналы учета, а также различного рода заявления сотрудников, внутренняя переписка между отделами и т.п. Дела, заведенные в профсоюзе, при условии, что он зарегистрирован как отдельное юридическое лицо, в номенклатуру дел организации включать тоже не нужно.
Сроки хранения бухгалтерской документации регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Статья 29 этого закона устанавливает не менее, чем 5-ти летний срок хранения для всех бухгалтерских документов, за исключением тех, которые должны храниться все время, пока организация осуществляет свою деятельность. В то же время, согласно пункту 1 этой статьи, конкретные сроки по различным видам документации должны соответствовать правилам организации государственного архивного дела. Следовательно, в 2022 году нужно исходить из сроков, установленных Росархивом 18.02.2022, однако они не должны быть менее 5 лет.
- Сравните Перечень 2022 г. с перечнем 2010. Обратите внимание на новые тематические подзаголовки, категории и комплексы документов.
- Проведите сверку заголовков, сроков хранения. Укажите новые статьи. Для учета изменений следует использовать рабочий экземпляр номенклатуры дел. Он станет основой для разработки новой номенклатуры на 2022 год (или изменений к ее первоначальному варианту) и для подготовки к утверждению номенклатуры дел на следующий 2022 год.
- Потребуется приказ об отмене старой и введении новой номенклатуры, а также проект сводной номенклатуры дел. Его следует согласовать с начальниками структурных подразделений и экспертной комиссией организации.
В соответствии со статьей 120 НК РФ, налогоплательщик наказывается штрафом в размере 10 тысяч рублей, если не представит налоговые и бухгалтерские документы учета за один налоговый период. Если налогоплательщик не может представить документы учета за несколько налоговых периодов, его ждет штраф в размере 30 тысяч рублей. Кроме того, если это привело к снижению налогооблагаемой базы, ФНС вправе оштрафовать организацию в размере 20% от суммы недополученных налогов, но не меньше 40 тысяч рублей.
До утверждения новых Правил архивы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (далее – архивы организаций) руководствовались в своей работе Основными правилами работы архивов организаций[1], а некоторые архивы организаций использовали совсем старый документ – Основные правила работы ведомственных архивов[2]. Оба документа не являлись нормативными документами, а определяли свой статус как нормативно-методический документ. При этом Основные правила 1985 г. действительно имели статус нормативного документа, поскольку были утверждены приказом Главархива, а Основные правила 2002 г. не утверждались Росархивом, поэтому статуса нормативного документа не имели.
Пункт 38 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, N 25, ст. 3060; 2011, N 37, ст. 5263; 2022, N 18, ст. 2641).
Почтовые отправления, нестандартные по весу, размеру, форме, имеющие неровности по бокам, заклеенные липкой лентой, имеющие странный запах, цвет, предположительно имеющие вложения, не характерные для почтовых отправлений, не вскрываются. О получении подозрительного почтового отправления докладывается руководителю Службы делопроизводства и в службу безопасности (при ее наличии).
Если сравнить данные приведенные в таблице, видно, что теперь в ГОСТ требования к оформлению документов 2022 сведения об авторе содержат сразу три реквизита — наименование организации (05), ее подразделения (06) и должности лица, составившего документ (07). Появился новый реквизит «Гриф ограничения доступа к документу» (14). Он используется в случае, когда документ содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или служебную тайну.
Действует новый национальный стандарт на оформление документов ГОСТ Р 7.0.97-2022. О публикованы Методические рекомендации по применению ГОСТа органами государственной власти и государственными организациями, а также организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 3 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5021; 2002, N 28, ст. 2780; 2003, N 27, ст. 2696; 2009, N 46, ст. 5417; 2010, N 1, ст. 1; 2013, N 30, ст. 4022; 2014, N 11, ст. 1088).
При этом Росархив подчеркнул, что в обоих случаях планы должны предусматривать мероприятия по цифровой трансформации, включенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2022 № 474 в число национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, которые бы обеспечивали:
- Повышение удовлетворенности граждан государственными услугами;
- Снижение трудозатрат;
- Доступность, надежность и безопасность используемых информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры;
- Последовательный переход на отечественное программное обеспечение.
Традиционно в таком письме Росархив перечисляет вопросы, которые следует включить в планы работ. Их изучение из года в год показывает, что до сих пор Росархив волнуют в основном бумажные архивные документы; и лишь в сфере комплектования предложено подумать над продолжением «изучения практики работы с электронными документами в системах электронного документооборота органов и организаций, выступающих источниками комплектования архивов, а также практики приема электронных документов в государственные и муниципальные архивы».
Росархив отметил, что сохраняющаяся неопределенность в отношении возможных сценариев дальнейшего распространения коронавирусной инфекции обуславливает необходимость планирования работы архивных учреждений РФ на 2022 год, исходя из эпидемической ситуации в каждом конкретном регионе. В случае её стабилизации – возвращение к деятельности в обычном режиме с соблюдением рекомендаций уполномоченных органов санитарно-эпидемического надзора, в том числе «Рекомендаций по организации работы читальных залов государственных и муниципальных архивов РФ в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» (МР 3.1/2.1.0199-20), при ухудшении – организация работы с учетом ограничений, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов РФ, на территории которых находятся соответствующие архивы, в том числе с переходом, в необходимых случаях, на дистанционный режим.
2 сентября 2022 г. Федеральное архивное агентство (Росархив) опубликовало на своем сайте информационное письмо от 1 сентября 2022 г. № 4/2340-А «О планировании работы архивных учреждений Российской Федерации на 2022 год и их отчетности за 2022 год», направленное руководителям федеральных архивных учреждений и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела.
В сфере информационных ресурсов и технологий предусматривается:
- Продолжение автоматизации основных направлений архивной деятельности на базе внедрения информационных систем архивов;
- Ввод в ПК «Архивный фонд» заголовков архивных дел, находящихся на открытом хранении, в объемах, позволяющих завершить эту работу до конца 2023 года;
- Пополнение Общероссийской справочно-информационной системы (ОСИС) «База данных по местам хранения документов по личному составу» сведениями о местах хранения таких документов организаций государств – участников СНГ (РГАНТД) и сведениями о российских организациях, документы по личному составу которых на хранение не поступали и пути розыска которых исчерпаны;
- Пополнение Базы данных рассекреченных дел и документов (только федеральные архивы);
- Техническое сопровождение переноса информационных систем Росархива в государственную единую облачную платформу (ГЕОП) в рамках эксперимента, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2022 № 1114 (РГАНТД);
При подготовке годовых отчетов Росархив просит архивные учреждения подробно отразить:
- Работу по взаимодействию с органами местного самоуправления и муниципальными архивами;
- Участие в реализации различных региональных программ развития;
- Изменения, произошедшие в сети архивных учреждений субъектов РФ, указав их названия, подчиненность, организационно-правовую форму, штатную численность;
- Работу по подготовке к отправке в ЦХСФ микрофильмов страхового фонда во исполнение решения коллегии Росархива от 25.12.2022 (ГАРФ, РГИА, РГАСПИ, РГВА, РГАВМФ);
- Работу по рассекречиванию архивных документов, указав название комиссий по рассекречиванию, количество дел и документов, подготовленных к рассекречиванию, количество дел и документов, рассекреченных в плановом порядке, вне плана полностью, частично, из каких фондов, хронологические рамки, количество оставленных на секретном хранении; проблемы работы по рассекречиванию и пути их решения (только уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела);
- Обобщенную информацию о выполнении «Плана мероприятий Федерального архивного агентства по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2022–2022 годы» (только федеральные архивы).
Мой комментарий: Очередной раз с печалью констатирую, что проблемы архивного хранения электронных документов Росархив отодвигает на неопределенное будущее. С моей точки зрения, это неправильный, более того — опасный подход, вследствие которого масштабы уже сейчас значительных утрат современного документального наследия станы будут быстро нарастать.
2. Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы Российской Федерации. Заявленные к вывозу указанные архивные документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
15) депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации — хранение документов Архивного фонда Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства;
1. Документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. Уникальные документы подлежат также учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
1.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) утверждает перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков их хранения и утверждает инструкцию по его применению.
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Что нового в архивном деле в 2022 году
В целях устранения выявленной правовой коллизии законопроектом предлагается исключить в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрет на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов. Одновременно предлагается определить критерии отнесения информации, содержащейся в архивных документах, к информации, доступ к которой не может быть ограничен.
Таким образом, с одной стороны, в законодательстве установлены нормы, которые позволяют однозначно установить наличие либо отсутствие ограничений на доступ к тем или другим архивным документам, а с другой стороны, существует норма, запрещающая ограничивать доступ к документированной информации, накапливаемой в открытых фондах архивов, при этом критерии отнесения документов к таким фондам не определены. Эта правовая коллизия выявлена в результате мониторинга правоприменения, и был сделан вывод, что она создаёт предпосылки для злоупотребления правом.
Действующей редакцией статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и других информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения людей и организаций такой информацией, не может быть ограничен. При этом понятие «открытые фонды» законодательно не определено. Это не позволяет однозначно установить список относящейся к ним документированной информации. Вместе с тем порядок хранения и использования документированной информации, включённой в состав архивных фондов, устанавливается Федеральным законом от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», в соответствии с которым к критериям, позволяющим ограничить доступ к архивным документам, относятся как наличие в таких документах сведений, составляющих охраняемую законом тайну или создающих угрозу для безопасности людей, так и неудовлетворительное физическое состояние документов.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрет на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов. Одновременно предлагается определить критерии отнесения информации, содержащейся в архивных документах, к информации, доступ к которой не может быть ограничен.
Что нового в архивном деле в 2022 году
В целях устранения выявленной правовой коллизии законопроектом предлагается исключить в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрет на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов. Одновременно предлагается определить критерии отнесения информации, содержащейся в архивных документах, к информации, доступ к которой не может быть ограничен.
Действующей редакцией статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и других информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения людей и организаций такой информацией, не может быть ограничен. При этом понятие «открытые фонды» законодательно не определено. Это не позволяет однозначно установить список относящейся к ним документированной информации. Вместе с тем порядок хранения и использования документированной информации, включённой в состав архивных фондов, устанавливается Федеральным законом от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», в соответствии с которым к критериям, позволяющим ограничить доступ к архивным документам, относятся как наличие в таких документах сведений, составляющих охраняемую законом тайну или создающих угрозу для безопасности людей, так и неудовлетворительное физическое состояние документов.
Таким образом, с одной стороны, в законодательстве установлены нормы, которые позволяют однозначно установить наличие либо отсутствие ограничений на доступ к тем или другим архивным документам, а с другой стороны, существует норма, запрещающая ограничивать доступ к документированной информации, накапливаемой в открытых фондах архивов, при этом критерии отнесения документов к таким фондам не определены. Эта правовая коллизия выявлена в результате мониторинга правоприменения, и был сделан вывод, что она создаёт предпосылки для злоупотребления правом.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрет на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов. Одновременно предлагается определить критерии отнесения информации, содержащейся в архивных документах, к информации, доступ к которой не может быть ограничен.
Обратите внимание, что существует судебная практика, указывающая на возможность не подтверждать стаж уволенных сотрудников копиями их трудовых книжек при подаче документов в ФСС на возмещение пособий (например, Определение ВС РФ от 08.11.2022 № 302-КГ17-16190). Тем не менее, для того, чтобы не пришлось доказывать свою правоту в суде, лучше подстраховаться и оставлять копии трудовых книжек увольняющегося персонала.
Правда, в большинстве предприятий малого и среднего бизнеса, где штат не настолько велик, трудовые книжки хранятся просто в сейфе, металлическом противопожарном шкафу или ином месте, способном обеспечить безопасность хранения документов. В таком случае достаточно указания наименования организации, которая ответственна за хранение трудовых книжек.
Но теперь действует новый ГОСТ Р 7.0.97-2022 («Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», приказ Росстандарта от 08.12.2022 № 2004-ст.).
Новый порядок заверения документов подразумевает указание места хранения подлинника трудовой книжки. Формулировка данной записи приведена в п. 5.26 ГОСТа Р 7.0.97-2022. Руководствуясь данным пунктом необходимо прописать не только наименование организации-работодателя, но и реквизиты дела, в котором хранится документ.
За копией трудовой книжки может обратиться сам сотрудник. Для этих целей он пишет заявление на имя руководителя с просьбой выдать заверенную в должном порядке копию трудовой книжки. При этом работник не обязан пояснять причину, по которой ему понадобился документ. Часто такой документ предоставляется в банки для получения кредитов или в органы соцзащиты для получения некоторых льгот или пособий. Обо всех этих причинах сотрудник имеет право умолчать.