Бюджетный Учет Правом Пользования Программным Обеспечением

Содержание

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Бюджетный Учет Правом Пользования Программным Обеспечением

Бюджетным учреждением (центр реабилитации) будет заключен контракт на приобретение программного обеспечения — бухгалтерской программы (неисключительные права на использование программного продукта). В контракте срок использования не указан, данная программа будет использоваться на постоянной основе. Также в контракте прописано обучение персонала основам работы в данной программе.
Как учесть расходы за приобретение программного обеспечения и обучение?
Какие бухгалтерские записи нужно сделать?

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Программное обеспечение косгу

Ну и наконец, целый ряд вопросов, регламентирующих процедуры учета отдельных объектов и операций с учетом специфики функционирования конкретного учреждения, должен быть отражен в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).
Казенные учреждения, а также бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств, должны следовать Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н). В этом документе указано, что по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ следует проводить расходы по оплате договоров на приобретение и изготовление объектов, относящихся к основным средствам. Но какие именно расходы, связанные с приобретением и изготовлением основных средств, могут быть отнесены на данную статью, в Указаниях подробно не расписано.
Поэтому проанализируем нормы Инструкции № 157н:

Следует отметить: несмотря на то что приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение отражается по статье 226 “Прочие услуги“, учреждение приобретает не услуги, а право пользования.

Учет программного обеспечения

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо по вопросу отражения в бюджетном учете программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, и сообщает.

Шаг — 5
Далее бухгалтеру предстоит ввести компьютер в эксплуатацию. Это осуществляется с помощью проводок:
Дебет счета 01 Кредит счета 08 – компьютер введен в эксплуатацию;
Дебет счета 19 Кредит счета 68 – НДС начислен. Далее, переходим к следующему шагу рекомендации .

Как учесть расходы на программные продукты

Обновление программных продуктов, баз данных связано с поддержанием их в актуальном состоянии и осуществляется на основании отдельного договора. Как правило, они обновляются по мере внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты. Обновление информационно-правовых баз производится ежедневно, еженедельно или ежемесячно согласно условиям договора. За обновление информационно-правовых баз обычно предусматривается ежемесячная абонентская плата. Такая плата относится к расходам текущего финансового года.

Читайте также:  Что Положено За 3 Ребенка В 2022 Году В Московской Области

– отнесение расходов учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года: Дебет 0 401 20 226 / Кредит 0 401 50 226.

Учет программного обеспечения в бюджетных учреждениях

— исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности получены в порядке исполнения служебных обязанностей работников или по конкретному заданию работодателя, если иное не предусмотрено трудовым договором;

Наиболее распространенным на сегодняшний день является приобретение компьютерных программ на условиях пользования, без передачи права на распоряжение и владение ими . Согласно п. 4.5 Инструкции № 64 такие объекты не учитываются в составе нематериальных активов , а расходы, связанные с их приобретением (созданием), признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены, без признания таких расходов в будущем нематериальным активом.

Как осуществляется учет программного обеспечения

  • при осуществлении разового платежа в момент приобретения ПО дебетуется счет 97, по кредиту записывается 60 счет;
  • лицензия на ПО учитывается дебетовым оборотом по забалансовому счету 012;
  • ежемесячно часть понесенных затрат переводится на расходы предстоящих периодов проводкой Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К97.

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

Как учесть расходы на лицензионное программное обеспечение

Расходы на приобретение лицензионного программного обеспечения учитываются при определении налоговой базы по УСН с объектом налогообложения «доходы – расходы» на основании п. 1 пп. 19 ст. 346 НК РФ. При этом какого-то специального порядка учета таких расходов для расчета налога при УСН нет, в отличие от расчета налога на прибыль. Соответственно, они учитываются единовременно после установки и оплаты программного обеспечения.

Свою позицию по этому вопросу имеют и судебные органы. Есть судебные решения, в которых признается правомерность списания затрат на приобретение программного обеспечения единовременно в момент установки, независимо от срока действия лицензионного соглашения (Постановления ФАС МО от 01.09.2011 N КА-А40/9214-11, от 28.12.2010 N КА-А40/15824-10; ФАС ПО от 26.01.2010 N А57-4800/2009; ФАС СЗО от 09.08.2011 N А56-52065/2010).

О бюджетном учете ФКУ программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии

При этом в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” расходы на услуги в области информационных технологий, в том числе на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение, относятся на подстатью 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.

В бюджетном учете расходы, произведенные федеральным казенным учреждением по лицензионному договору на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение, отражаются следующими бухгалтерскими записями.

Учет программного обеспечения, ключей защиты и расходов на их приобретение

В настоящее время, пожалуй, ни один бухгалтер не может обойтись без программного обеспечения, с помощью которого производится автоматизация бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование отчетности учреждения.
Как и любое другое имущество, программное обеспечение (ключи защиты) подлежит учету с целью контроля над его сохранностью и движением. Порядок учета программного обеспечения (ключей защиты) и отражение расходов на их приобретение рассмотрим в данной статье.

  • На финансовый результат текущего финансового года.
    При этом, в бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов могут использоваться при формировании себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
  • На расходы будущих периодов.

Учет программного обеспечения

К ак правильно отражать в бюджетном бухгалтерском учете приобретение программного обеспечения и дальнейший учет, включая списание. Например: 1. Если приобретаем компьютерную технику в спецификацию, которой входит операционная система Windows. 2. Если приобретаем программу 1с Бухгалтерия

После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию на финансовый результат текущего финансового года. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, учреждение устанавливает самостоятельно.

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете

Покупка программного продукта по лицензионному соглашению дает приобретателю неисключительные права, подтверждаемые лицензией. В такой ситуации программа не может быть отнесена в состав НМА, поскольку собственностью фирмы не является. Учет затрат по ее приобретению будет осуществляться в расходах будущих периодов (РБП) на счете 97.

Читайте также:  Что Получает Опекун В Беларуси

Электронная программа – итог интеллектуального труда, который может быть разработан собственными силами или приобретен у производителя либо дилера. Покупая программное обеспечение, компания приобретает исключительные или неисключительные права на ее применение. Этот аспект и влияет на то, как должен осуществляться учет ПО. По лицензионному договору на пользование ПО фирма получает неисключительные права (лицензию), а по договору отчуждения исключительных прав – то самое исключительное право на использование ПО.

Бюджетному учреждению пожертвовали программное обеспечение: как отразить в учете

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в размере вознаграждения, установленного в договоре. Однако в данном случае никакого вознаграждения учреждение не уплачивает — право пользования программой ей подарено. А это значит, задействовать необходимо тот же счет 01. Но оценку нужно будет производить исходя из текущей рыночной стоимости аналогичных неисключительных прав.

В случае если, стоимость объектов нематериальных активов не превышает 40 000 руб., амортизация по таким объектам начисляется в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта к учету (п. 93 Инструкции N 157н).

Энциклопедия решений

Условиями лицензии может быть предусмотрена возможность использования программного обеспечения, предустановленного на приобретаемом учреждением оборудовании, только с этим основным средством . Подобные программы не могут быть перенесены на другое оборудование и, следовательно, представляют с ним единое целое.

Отражение в учете учреждения операций, связанных с получением права пользования программным обеспечением, осуществляется на основании лицензионных и иных договоров, заключенных согласно законодательству РФ (п. 66 Инструкции N 157н). Поэтому поступление и выбытие программ на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» может отражаться на основании положений соответствующего лицензионного (иного) договора, а в качестве первичного документа может оформляться Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Выбытие программного обеспечения с забалансового учета отражается датой истечения срока пользования согласно договору (п. 1.1.10 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2022 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

Учет программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях

Порядок отражения программных продуктов зависит от типа государственного (муниципального) учреждения и от вида прав. Рассмотрим ситуацию, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают неисключительные права на программный продукт.

В большинстве государственных (муниципальных) учреждений используются программные продукты. Согласно статье 1261 Гражданского кодекса программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Пример 1

Казенное учреждение за счет бюджетных средств заключило лицензионное соглашение на право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи по данному соглашению составляют 5000 руб. В учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 302 26 730

Читайте также:  Академ И Пенсия По Потере Кормильца

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы по лицензионному соглашению в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года;

Дебет 1 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим работам, услугам»

— произведена оплата за месяц в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 60000 руб.

Программные продукты могут поступать в государственные (муниципальные) учреждения и в рамках централизованных поставок. При этом главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет заключение лицензионного соглашения и оплату по данному соглашению.

Пример 2

Казенное учреждение в рамках централизованных поставок получило право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи, осуществляемые главным распорядителем бюджетных средств и связанные с данным программным продуктом для данного казенного учреждения, составляют 10000 руб. В учете учреждения такая операция будет отражена записью:

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 304 04 226

«Внутриведомственные расчеты по прочим работам, услугам»

— отражены расходы по прочим работам, услугам в сумме 10000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 120000 руб.

Анализ пунктов 17 и 18 приказа Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527 (далее — Приказ N 137н/527) показал, что перечень нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг на общехозяйственные нужды, не является закрытым. Кроме того, в Инструкции N 157н предусматривается выделение такой группы затрат, как накладные (п.134 Инструкции N 157н). Соответственно бюджетные и автономные учреждения в зависимости от специфики своей деятельности могут покрывать расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на программные продукты, как за счет субсидии на выполнение государственного задания (например, использование программного продукта непосредственно необходимо для оказания государственной услуги), так и за счет субсидии на иные цели.

При отражении программных продуктов следует учесть норму пункта 302 Инструкции N 157н, согласно которой на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами. При этом затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов») в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Пример 3

Бюджетным учреждением приобретены неисключительные права на программный продукт сроком на два года в рамках выделенной целевой субсидии. Сумма договора — 180000 руб. Данная сумма перечисляется единовременным платежом. В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 5 401 50 226

«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»

Кредит 5 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы будущих периодов в сумме 180000 руб.;

Дебет 5 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 5 201 11 610

«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— произведена единовременная оплата в сумме 180000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 5 401 20 226

Учет программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях

Порядок отражения программных продуктов зависит от типа государственного (муниципального) учреждения и от вида прав. Рассмотрим ситуацию, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают неисключительные права на программный продукт.

Пример 3. Бюджетным учреждением приобретены неисключительные права на программный продукт сроком на два года в рамках выделенной целевой субсидии. Сумма договора — 180 000 руб. Данная сумма перечисляется единовременным платежом. В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус