Учет программного обеспечения в учреждениях госсектора в 2022 году

Справедливая стоимость определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н, п. 59 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2022 № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»). Порядок документального оформления определения справедливой стоимости учреждению необходимо установить самостоятельно и закрепить в учетной политике.

С 01.01.2022 права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (п. 151.2 Инструкции № 157н).

Следовательно, если оставшийся срок полезного использования программного обеспечения (ПО), которое ранее учитывалось на забалансовом счете 01, более 12 мес., то его необходимо принять к учету на счет 111 60. В ином случае такое программное обеспечение не может быть учтено на счете 111 60.

Приказом Минфина России от 14.09.2022 № 198н с 1 января 2022 года из п. 333 Инструкции № 157н исключено упоминание о неисключительных правах пользования на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. они больше не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Соответственно, одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать объект с забалансового счета 01. Что делать с программным обеспечением, по которому нет остатка на счете 401 50? Нужно ли переносить его на счет 111 60? Какие проводки сделать в казенном учреждении?

17 октября 2022 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н). Также с 01.01.2022 вступил в силу федеральный стандарт «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2022 № 181н (далее — СГФ «Нематериальные активы»). Действие СГФ «Нематериальные активы» распространяется на права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (п. 6 СГФ «Нематериальные активы»).

Как перенести с забалансового учета на балансовый программное обеспечение, приобретенное до 2022 года

При первом применении ранее вступивших в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета объекты, которые согласно положениям указанных стандартов впервые принимались к учету, либо операции по переводу объектов учета с одних счетов на другие отражались бухгалтерскими записями в межотчетный период с применением счета 0 401 30 000.

С 2022 года в учреждениях бюджетной сферы изменились правила учета неисключительных прав пользования нематериальными активами (в том числе программным обеспечением на условиях неисключительной лицензии). Теперь такие активы подлежат учету на балансе (на счете 0 111 60 000), а ранее они отражались за балансом (на забалансовом счете 01) и расходы на их приобретение учитывались как расходы будущих периодов (на счете 0 401 50 000). Эти изменения связаны со вступлением в силу СГС «Нематериальные активы» и поправками в Инструкции № 157н.

Согласно п. 11 методических рекомендаций по применению СГС «Нематериальные активы», доведенных Письмом Минфина РФ от 30.11.2022 № 02-07-07/104384 (далее – методические рекомендации), объекты, ранее не признававшиеся в составе нематериальных активов и (или) учтенные на забалансовом счете, признаются в составе группы «Нематериальные активы» операциями 2022 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов.

Однако разъяснения относительно данной ситуации не содержатся ни в методических рекомендациях, ни в иных нормативных актах. Поэтому рекомендуем порядок отражения операций по переносу на баланс программного обеспечения (иных прав пользования НМА), срок полезного использования которых более 1 года, согласовать с учредителем (финансовым органом).

Если на 01.01.2022 на счете 0 401 50 000 учитываются расходы будущих периодов в части приобретенных неисключительных прав пользования программным обеспечением со сроком полезного использования менее 12 месяцев, остаток по данному счету следует списать на финансовый результат (первым рабочим днем 2022 года).

Топ‑10 изменений с 2022 года для бухгалтера бюджетной сферы

  • консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
  • отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
  • баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
  • консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
  • консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2022 № 15н .

  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2022 года.

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

Бессрочное программное обеспечение как отразить в учете в 2022 году в бюджете

Если же сделка не содержит условий о периоде возникновения расходов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.Таким образом, организация самостоятельно устанавливает срок, в течение которого расходы на приобретение прав на использование программ и баз данных (и сопутствующие непосредственно приобретению затраты по установке ПО) будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли, если в лицензионном договоре срок использования программы не определен (письма Минфина России от 18.03.2022 N 03-03-06/1/11743, от 16.01.2022 N 03-03-06/1/15, от 02.02.2022 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2022 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2022 N 03-03-06/2/25, письмо ФНС России от 19.01.2022 N 3-2-13/9 и др.).

Операции по прекращению неисключительных прав пользования отражаются посредством применения подстатей 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Вопрос: По какому КОСГУ оплатить расходы по услугам информационного обслуживания, обновления и сопровождения программных продуктов фирмы «1С» Сообщаю Вам следующее: В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и его обслуживание относятся на «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Применяться закон о реестре российского ПО будет согласно постановлению Правительства «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его текст был опубликован на сайте Правительства 20 ноября 2022 года (ознакомиться с документом можно здесь).

Утвержденное постановление также определяет, что под офисным программным обеспечением понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, сведения о которых включены в единый реестр отечественного ПО. Под программным обеспечением в сфере информационной безопасности понимается ПО, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности и относящееся к классу «средства обеспечения информационной безопасности». Под программным обеспечением для ведения бюджетного учета понимается программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию функций, необходимых для ведения бюджетного учета в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем, как рассказали изданию двое федеральных чиновников, доклад Никифорова не будет представлен на заседании правительства 26 января 2022 года. Его исключили из повестки, и, возможно, он будет рассмотрен в другой раз, сообщил один из собеседников «Ведомостей».

Однако эксперты видят потенциальные сложности с импортозамещением ПО. Так, руководитель группы по оказанию услуг в области кибербезопасности KPMG в России и СНГ Илья Шаленков считает, что с точки зрения безопасности планы частично перевести госкомпании на отечественный софт оправданны, однако могут вызвать организационные сложности.

Читайте также:  Сколько Стоит Одна Поездка На Метро При Предъявлении Студенческого Билета

Как показывает практика, действующей системы контроля недостаточно для того, чтобы эффективно отфильтровывать и выявлять неправомерные заявки на закупку иностранного ПО (то есть те случаи, когда может быть куплен российский продукт, но заказчик хочет приобрести иностранный).

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетное учреждение может приобретать право использования программного обеспечения на основании лицензионного договора.
Предметом лицензионного договора является предоставление или обязательство предоставить обладателем исключительного права на программу для ЭВМ (лицензиаром) права использования этой программы другой стороне (лицензиату) в установленных договором пределах (п.п. 1, 4 ст. 1286 ГК РФ). Если договор является возмездным, в нем должен быть указан размер вознаграждения за использование программы для ЭВМ или порядок исчисления такого вознаграждения (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.п. 66, 333 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Как правило, срок использования программы определяется условиями лицензионного договора.
Если договором установлено, что учреждение имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, то срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18.03.2022 N 02-07-10/15362).
По программному продукту открывается Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041) (п. 334 Инструкции N 157н).
В Карточке (форма 0504041) желательно отразить информацию о сроке использования программы, также может быть проставлена отметка о дате начала и дате окончания использования.
На основании п. 66 Инструкции N 157н платежи учреждения за предоставленное ему по договору право использования программного обеспечения в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат (затраты) текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Так, затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов (п. 302 Инструкции N 157н, п. 159 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н). Анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, показывает: под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
Суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг»).
Списание осуществляется в порядке, установленном в учетной политике, например: ежемесячно в равных суммах.
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, затраты на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), если иное не установлено актом финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по аналогичным закупкам относятся на код вида расходов бюджета 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». В свою очередь, расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение отражаются в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Сертификат активации сервиса технической поддержки, несмотря на то, что он указан в накладной поставщика (исполнителя), по сути, является его обязательством по оказанию услуг по обновлению программного обеспечения и иных услуг, предусмотренных договором, в течение оговоренного времени (одного года).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Договор возмездного оказания услуг регулируется нормами главы 39 ГК РФ, не предусматривающими обязательного составления сторонами этого договора акта об исполнении своих обязательств. Поэтому если договором специально не предусмотрено периодическое оформление акта об оказании услуг, то иных документов, кроме накладной, в данном случае поставщик (исполнитель) вправе не предоставлять.
Принимая во внимание, что сервис техподдержки будет осуществляться в течение года, мы рекомендуем отразить эти затраты как расходы будущих периодов с последующим их отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225 КОСГУ, согласно Указаниям N 65н относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В частности, за счет данной подстатьи оплачиваются следующие услуги в области информационных технологий:
— приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
— приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей) в Указаниях N 65н, закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
Поэтому затраты, связанные с приобретением и активацией сертификата техподдержки, могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ в качестве расходов на оплату услуг в области информационных технологий.

Если передача права на использование программного обеспечения сопровождается передачей на основании отдельных документов (в данном случае — накладной) материальных носителей с указанием их стоимости, то эти материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Например, CD-диски и DVD-диски, входящие в комплект поставки, могут быть приняты к учету в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, в учете стоимость компакт-диска следует отнести на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Информацию о комплекте поставки желательно отразить в соответствующей Карточке (ф. 0504041).

Читайте также:  Юбилейный Набор Пенсионерам Подмосковья 80 Лет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неисключительные права на программное обеспечение учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Затраты, связанные с приобретением неисключительных прав на программное обеспечение и сертификата техподдержки, сначала могут быть учтены как расходы будущих периодов с последующим отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Компакт-диск принимается к учету в составе материальных запасов и списывается с балансового учета при выдаче ответственному лицу.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет прав, полученных по лицензионному договору (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет неисключительных прав на программное обеспечение в госучреждении;
— Энциклопедия решений. Учет платежей госучреждения за право использования программного обеспечения;
— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»;
— Энциклопедия решений. Определение срока использования программы в целях бухгалтерского учета в госучреждении.
— Энциклопедия решений. Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора).

Как осуществляется учет программного обеспечения

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

При использовании метода начисления расходы, связанные с покупкой программных продуктов, рекомендуется списывать равными частями на протяжении всего периода эксплуатации. При кассовой методике в расходную часть заносятся суммы, которые были оплачены фактически. Для организаций, работающих на УСН, предусмотрено право уменьшения налогооблагаемой базы за счет средств, затраченных на покупку ПО.

  1. При покупке ПО расходы учитываются через корреспонденцию Д08.5 – К60.
  2. Когда программа вводится в эксплуатацию, дебетуется 04 счет и кредитуется счет 08.5.
  3. Полная стоимость программного обеспечения в налоговом учете сразу переносится в расходы предприятия записью между Д20 (или 23, 26, 25, 44) и К04.
  4. В бухгалтерском учете будет начисляться амортизация, для этого предназначена корреспонденция Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К05.

При принятом решении начислять амортизацию на приобретенное программное обеспечение срок эксплуатации определяется по технической документации и соотносится со стандартами ст. 258 НК РФ. Это правило закреплено для налогового учета, в бухгалтерском учете амортизацию можно не начислять, если неизвестен срок эксплуатации объекта НМА.

Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2022 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.

Видеолекция «Основные изменения в бюджетном законодательстве в 2022 году»

  • Особенности исполнения бюджета в 2022 году.
  • Федеральный закон от 15 октября 2022 г. N 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году».
  • Приостановка действия норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, препятствующих оперативной реализации мер антикризисного характера, до 01.01.2022 года.

Шестакова Екатерина Владимировна. Кандидат юридических наук, PhD Великобритании, докторант РАНХиГС, эксперт-практик в области налогообложения, налогового планирования, международных контрактов. Автор более 400 статей в печатных и электронных СМИ: РБК, Юрист, ЭЖ-Юрист, Арбитражная практика, Международное право, Налоги и налогообложение, Финансовая газета, Трудовые споры, Кадры предприятия, Эхо Москвы, Юридический бизнес и многих др.

С 1 января 2022 года по Указу Президента все унитарные федеральные предприятия переходят на бюджетный учет. Бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних праздников. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2022 года.

  • организацию и ведение бухгалтерского учета в бюджетном учреждении (с учетом последних изменений законодательства 2022);
  • практики ведения учета в программе 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8;
  • особенности учета материальных запасов и основных средств;
  • особенности расчетов с поставщиками и подотчетными лицами;
  • особенности исчисления и уплаты НДС;
  • особенности регламентированной отчетности.

Составы операций, отражаемых по кодам 352 и 353 КОСГУ, поменяли местами. Теперь подстатью 352 КОСГУ применяют, если в отношении права пользования на результаты интеллектуальной деятельности можно определить срок полезного использования. Соответственно, объекты с неопределенным сроком учитывают по подстатье 353 КОСГУ.

  • оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.) в случае, если они производились не для целей капвложений в объекты капстроительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включались в объемы капвложений, формирующих стоимость ОС;
  • материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка;
  • компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях;
  • оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарств по единому контракту (договору), заключенному с фармацевтической компанией;
  • оплату услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в арбитражном процессе;
  • оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам;
  • вознаграждение конкурсному управляющему, а также компенсацию его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.
  • доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты).

Ранее подстатью для учета таких расходов хотели заменить кодами 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 КОСГУ для определенного срока использования. Согласно поправкам в Приказ № 209н, эти коды нужно использовать только при принятии к учету прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.

С 1 января 2022 года вступает в силу СГС «Нематериальные активы», обновляющий правила учета объектов исключительных прав для учреждений. Кроме этого, применяемые с 2022 года правила заставляют в особом порядке учитывать на балансовых счетах неисключительные права пользования нематериальными активами (например, компьютерные программы и базы данных). Рассмотрим изменения подробно.

Пункт 6 СГС «Нематериальные активы» определяет нематериальный актив как объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив. При этом следует определить, какие объекты учета не регулируются данным стандартом. Согласно пункту 4 СГС «Нематериальные активы» не применяется в отношении:

Новое для бухгалтера в 2022 году

В 2022 году налоговое законодательство и порядок ведения бухучёта претерпели ряд изменений. Поправки коснулись ставок НДФЛ, заполнения путевых листов, обязательного применения ФСБУ 5/2022 большинством компаний, составления отчётности и многого другого. При работе бухгалтеру необходимо своевременно учесть все важные новшества и успешно применить их в своей деятельности. Рассмотрим всё по порядку.

Идёт уже второй месяц 2022 года, но многие бухгалтеры всё ещё нуждаются в систематизированной и экспертной информации о последних изменениях законодательства. Чтобы вам было проще учесть их работе и ничего не упустить, ведущий экономист-консультант Анна Устимова составила таблицу с самыми важными бухгалтерскими новшествами.

  1. Любые организации, в том числе ООО и малые предприятия, у которых в году, предшествовавшем отчётному, выручка от реализации без НДС более 400 млн руб. или сумма активов на 31 декабря более 60 млн руб.
  2. Все акционерные общества, независимо от величины выручки и активов
  3. Организации, чьи ценные бумаги допущены на ОРЦБ
  4. Организации, для которых обязательный аудит предусмотрен специальным законом. Например, застройщики (ч. 5 ст. 3 Закона № 214-ФЗ)

В целом изменения в 2022 году, которые коснулись налогообложения и затронули профессиональную деятельность бухгалтеров, направлены на сокращение отчётности, введение льгот для IT-компаний, упрощение учёта МПЗ, уменьшение нагрузки по выплате больничных. Отчёт о среднесписочной численности отменён, 2-НДФЛ тоже. Её включат в годовую 6-НДФЛ. Функции по оплате больничных листков с четвёртого дня возложены теперь на ФСС. В то же время введение прогрессирующих ставок по НДФЛ и УСН приведёт к тому, что бухгалтеры должны будут постоянно держать руку на пульсе и следить за доходами, чтобы своевременно и в полном размере уплатить налоги.

Читайте также:  Претензионный Порядок В Гпк 2022

При оформлении документа по правам пользования НМА с неопределенным сроком полезного использования (например, лицензии на программные продукты 1С являются бессрочными) графа Срок полезного использования не заполняется, в графе Отражение в учете следует указать Стоимость не погашается (рис. 1).

Выдержка из документа: «Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГС «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2022 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.

С 01.01.2022 неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) — права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на РИД, в том числе неисключительные лицензии на программные продукты, учитываются в соответствии с положениями Стандарта «Нематериальные активы». О первом применении Стандарта к учету неисключительных лицензий на программы читайте в статье экспертов 1С.

Приказом Минфина России от 14.09.2022 № 198н из описания забалансового счета 01 (п. 333 Инструкции № 157н) с 01.01.2022 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на РИД. То есть с 01.01.2022 неисключительные права пользования на РИД более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать соответствующий объект с забалансового счета 01, независимо от того, что срок действия лицензии еще не истек. Если СПИ неисключительного права на РИД больше года, расходы будущих периодов формируют стоимость объекта учета — прав пользования НМА, в учете следует оформить операции:

В соответствии с пунктом 85 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Если передача права на использование программного обеспечения сопровождается передачей на основании отдельных документов (в данном случае — накладной) материальных носителей с указанием их стоимости, то эти материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Например, CD-диски и DVD-диски, входящие в комплект поставки, могут быть приняты к учету в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, в учете стоимость компакт-диска следует отнести на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Информацию о комплекте поставки желательно отразить в соответствующей Карточке (ф. 0504041).

Сертификат активации сервиса технической поддержки, несмотря на то, что он указан в накладной поставщика (исполнителя), по сути, является его обязательством по оказанию услуг по обновлению программного обеспечения и иных услуг, предусмотренных договором, в течение оговоренного времени (одного года).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Договор возмездного оказания услуг регулируется нормами главы 39 ГК РФ, не предусматривающими обязательного составления сторонами этого договора акта об исполнении своих обязательств. Поэтому если договором специально не предусмотрено периодическое оформление акта об оказании услуг, то иных документов, кроме накладной, в данном случае поставщик (исполнитель) вправе не предоставлять.
Принимая во внимание, что сервис техподдержки будет осуществляться в течение года, мы рекомендуем отразить эти затраты как расходы будущих периодов с последующим их отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225 КОСГУ, согласно Указаниям N 65н относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В частности, за счет данной подстатьи оплачиваются следующие услуги в области информационных технологий:
— приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
— приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей) в Указаниях N 65н, закрытыми не являются и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
Поэтому затраты, связанные с приобретением и активацией сертификата техподдержки, могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ в качестве расходов на оплату услуг в области информационных технологий.

Бюджетное учреждение может приобретать право использования программного обеспечения на основании лицензионного договора.
Предметом лицензионного договора является предоставление или обязательство предоставить обладателем исключительного права на программу для ЭВМ (лицензиаром) права использования этой программы другой стороне (лицензиату) в установленных договором пределах (п.п. 1, 4 ст. 1286 ГК РФ). Если договор является возмездным, в нем должен быть указан размер вознаграждения за использование программы для ЭВМ или порядок исчисления такого вознаграждения (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.п. 66, 333 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Как правило, срок использования программы определяется условиями лицензионного договора.
Если договором установлено, что учреждение имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, то срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18.03.2022 N 02-07-10/15362).
По программному продукту открывается Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041) (п. 334 Инструкции N 157н).
В Карточке (форма 0504041) желательно отразить информацию о сроке использования программы, также может быть проставлена отметка о дате начала и дате окончания использования.
На основании п. 66 Инструкции N 157н платежи учреждения за предоставленное ему по договору право использования программного обеспечения в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат (затраты) текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Так, затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов (п. 302 Инструкции N 157н, п. 159 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н). Анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, показывает: под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
Суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг»).
Списание осуществляется в порядке, установленном в учетной политике, например: ежемесячно в равных суммах.
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, затраты на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), если иное не установлено актом финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по аналогичным закупкам относятся на код вида расходов бюджета 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». В свою очередь, расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение отражаются в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неисключительные права на программное обеспечение учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Затраты, связанные с приобретением неисключительных прав на программное обеспечение и сертификата техподдержки, сначала могут быть учтены как расходы будущих периодов с последующим отнесением на финансовый результат текущего финансового года или на формирование себестоимости в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Компакт-диск принимается к учету в составе материальных запасов и списывается с балансового учета при выдаче ответственному лицу.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет прав, полученных по лицензионному договору (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет неисключительных прав на программное обеспечение в госучреждении;
— Энциклопедия решений. Учет платежей госучреждения за право использования программного обеспечения;
— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»;
— Энциклопедия решений. Определение срока использования программы в целях бухгалтерского учета в госучреждении.
— Энциклопедия решений. Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора).

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус