Трудовой стаж для начисления пенсии в беларуси 2022

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

В 2022 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2022 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2022 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2022-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2022 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2022 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

С 1 января 2022 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Льготы, необходимый стаж и механизм начисления: разбираем изменения в пенсионном законодательстве

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2022 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2022 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.

Обратите внимание!
По общему правилу работник достигает пенсионного возраста и, соответственно, приобретает право на пенсию в день своего рождения. В документах, подтверждающих рождение работника, может быть не указана точная дата рождения. В таком случае считается, что работник достигает пенсионного возраста :
— в последнее число месяца рождения — если указаны только месяц и год рождения;
— 1 июля соответствующего года — если указаны только число и год рождения;
— 15 июля соответствующего года — если не указано ничего, кроме года рождения.

На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.

Размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и уровня заработка, из которого уплачивались страховые взносы в ФСЗН. Конкретный размер пенсии, которую будет получать гражданин после выхода на пенсию, определяет орган, осуществляющий пенсионное обеспечение .

Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для выхода работника на пенсию, и представлять их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом документы должны быть оформлены в полном объеме и содержать достоверные сведения. Нарушение данных обязательств может повлечь для работодателя ответственность :

На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .

Минималка, пенсионный возраст и стаж, условия для многодетных; что изменилось для белорусов с 1 января

На основе системы государственных соцстандартов облисполкомы и Мингорисполком устанавливают перечни соцстандартов по обслуживанию населения для административно-территориальных единиц (области, районы и города областного подчинения) с учетом их специфики и развития инфраструктуры.

Услуги, связанные с поддержанием порядка в жилом помещении (на селе — в том числе на придомовой территории), и другие, не связанные с уходом (по доставке овощей и топлива из хранилища, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт, растопке печей и др.), теперь доступны только одиноким и проживающим отдельно от трудоспособных членов семьи гражданам.

Читайте также:  Финансовая Помощь Мамам Одиночкам Благотварительность

Изменены нормативы оказания отдельных услуг территориальных центров социального обслуживания населения. Например, пересмотрены критерии для периодичности предоставления услуг по уходу за нетрудоспособными гражданами. Ориентир — потребности человека. Периодичность услуг будет закрепляться соответствующим договором.

Меняется механизм реализации государственного социального заказа в области соцобслуживания. Бюджетные субсидии пойдут не только на оплату труда работников негосударственных некоммерческих организаций, но и на проезд (когда для оказания услуг используется общественный транспорт), на услуги электросвязи для приема-передачи сообщений лиц с нарушением слуха.

На оказание социальных услуг в рамках договора ренты с 1 января могут претендовать собственники жилья, достигшие 70-летнего возраста, у которых нет близких, обязанных по закону их содержать, или людей, получающих пособие за соответствующую работу. Из средств местных бюджетов плательщик ренты должен уплачивать членские и иные взносы, обязательные платежи организаций собственников (если получатель ренты является членом ТС), а также обеспечить доставку получателя ренты и принадлежащего ему имущества в стационарное учреждение, если социальные услуги будут оказываться в доме-интернате.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2022 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2022 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2022 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Согласно этому документу, с 1 января 2022 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Также согласно указу, с 1 января 2022 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2022 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2022 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2022 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей – инвалидов (инвалидов с детства), многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, инвалидам с детства, инвалидам войны, матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.

Очень часто у людей возникают вопросы, связанные со стажем. Какой же минимальный стаж работы требуется для назначения трудовой пенсии по возрасту? Разъяснения дает начальник отдела пенсионного обеспечения управления по труду, занятости и социальной защите Новогрудского райисполкома Янина Драчиловская.

– Во-первых, длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2022 году необходимо иметь не менее 17 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее- страховой стаж). Но уже начиная с 1 января 2022 года страховой стаж ежегодно с января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Напомню, страховой стаж – это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой страховых взносов. В целях повышения уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве в страховой стаж работы для назначения трудовых пенсий включается период срочной военной службы, который имел место после 1 января 2022 года. При этом в качестве фактического заработка для исчисления пенсии в расчет принимается 40% средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы прохождения срочной военной службы. Периоды военной службы, имевшие место до 1 января 2022 года, в страховой стаж не засчитываются.

— Периоды работы и иной деятельности до 1 января 2003 года подтверждаются трудовой книжкой для работающих граждан. При этом периоды работы с 1 июля 1998 года до 1 января 2003-го дополнительно подтверждаются справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о сумме дохода, из которого эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем. Тем, кто уплачивал страховые взносы самостоятельно, необходима справка об уплате обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о доходах, с которых они исчислены. Выдается она органами Фонда по месту постановки на учет. Периоды занятости после 1 января 2003 года подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

— Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты (за исключением льготных категорий) платят указанные взносы самостоятельно в обязательном порядке. Для них сумма составляет 35% от дохода за отчетный год. Что касается физических лиц, осуществляющих виды деятельности, которые не относятся к предпринимательской, сумма взноса составляет 29% и уплачивается добровольно. Обе эти категории граждан самостоятельно определяют доход за отчетный год, но сумма дохода не должна быть менее суммы за указанный период размера минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.

Читайте также:  Выплаты при беременности и родах 2022 в москве

— В этом случае можно рассчитывать только на социальную пенсию: мужчинам — по достижению 65 лет, женщинам — 60. С 1 января 2022 года вступит в силу Указ Президента, согласно которому такие граждане, имеющие не менее 10 лет страхового стажа, вместо социальной смогут рассчитывать на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. Что касается работников со страховым стажем менее 10 лет, у них появится возможность «заработать» его за недостающий период, уплатив обязательные страховые взносы в бюджет фонда.

— В нашей стране право на получение трудовой пенсии по возрасту напрямую увязано с наличием ко дню достижения пенсионного возраста определенного периода уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Например, до 2014 года требуемый страховой стаж составлял 5 лет, с 1 января 2014-го его увеличили до 10 лет, с 2022-го — до 15 лет. Начиная с 2022 года указанный стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев. И достигнет к 2025 году 20 лет.

Сегодня сложно найти в области человека, который бы не слышал о повышении пенсионного возраста. Но еще не все знают, что увеличился и минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии. О том, что в него включается и кто платит взносы за граждан, МЛЫН.BY рассказал начальник отдела организации сбора платежей областного управления Фонда соцзащиты населения Александр Демидов.

Что входит в трудовой стаж для пенсии

Трудовой стаж – это период времени официального трудоустройства, общественно-полезной трудовой деятельности граж­данина в общественном производстве, сюда относится предпринимательская деятельность юридических и физических лиц. Важным условием является то, что в периоды трудоустройства обязательно должны производиться отчисления в ФСЗН. Все это подтверждается данными в трудовой книжке и соответствующими справками.

Страховой стаж – обязательное условие для получения трудовой пенсии за выслугу лет и по возрасту. Он подразумевает исключительно периоды официальной работы с обязательными страховыми взносами в ФСЗН, в него не входят ни декретный отпуск, ни учеба, только официальная работа. Его минимум для назначения пенсии по возрасту и за выслугу лет составит:

Трудовая пенсия по возрасту

– Во-первых, длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2022 году необходимо иметь не менее 17 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее- страховой стаж). Но уже начиная с 1 января 2022 года страховой стаж ежегодно с января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Очень часто у людей возникают вопросы, связанные со стажем. Какой же минимальный стаж работы требуется для назначения трудовой пенсии по возрасту? Разъяснения дает начальник отдела пенсионного обеспечения управления по труду, занятости и социальной защите Новогрудского райисполкома Янина Драчиловская.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей – инвалидов (инвалидов с детства), многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, инвалидам с детства, инвалидам войны, матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа.

Напомню, страховой стаж – это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой страховых взносов. В целях повышения уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве в страховой стаж работы для назначения трудовых пенсий включается период срочной военной службы, который имел место после 1 января 2022 года. При этом в качестве фактического заработка для исчисления пенсии в расчет принимается 40% средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы прохождения срочной военной службы. Периоды военной службы, имевшие место до 1 января 2022 года, в страховой стаж не засчитываются.

Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Данная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.

Пенсия по возрасту, в том числе минимальная, увеличивается мужчинам за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет — на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

Пенсии по возрасту

е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет (при этом не менее 10 лет в период до 01.01.2009) при условии выполнения установленных норм обслуживания.

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

Мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим требуемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 5 Закона стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет (при этом не менее 7 лет 6 месяцев в период до 01.01.2009) на указанной работе;

  • женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2022 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет.
  • Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2022 году в самарской области

    Возраст пенсионеров Беларуси С 2022 года в Беларуси впервые подняли возраст пенсионеров на три года. То есть мужчины смогут оформить пенсионные отчисления в возрасте 63 лет, а женщины – в 58 лет.
    Однако данное повышение будет происходить постепенно до 01.07.2022. С 1 января 2022 года возраст пенсионеров будет расти каждый год на полгода.

    Так, каждые два месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить ее размер на 1% заработка, из которого она исчислена, за один год – на 6%, за два года – на 14%, за три – на 24%, за четыре – на 36%. Каждый последующий год позволит увеличить пенсию еще на 14%.

    – Сегодня в любой организации, принимая человека на работу, требуют предъявить «зеленую карточку» – так в обиходе называют свидетельство государственного социального страхования. С 2003 года в Беларуси введен персонифицированный учет – это учет и хранение по каждому застрахованному лицу данных о стаже, заработке, начисленных страховых взносах, взносах на профессиональное пенсионное страхование и других сведений, необходимых впоследствии для назначения пенсии. Тем, кто начал свою трудовую деятельность с 2003 года и позже, для назначения пенсии не придется собирать справки о заработной плате, вся информация уже будет накоплена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица – на «зеленой карточке».

    Таблица выхода на пенсию Число занятых в экономике до 2022 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2022 году (99,6%). Важно Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1)».

    Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2022 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

    Трудовой стаж для начисления пенсии в беларуси 2022

    — лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

    — Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

    — Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

    — Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2022 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

    — Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

    436,22 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 25 лет стажа работы) + 436,22 руб. х 20% (увеличение пенсии за стаж работы сверх 25 лет в соответствии со статьей 23 Закона) + 436,22 руб. х 1% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 40 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 333,7 руб. — размер пенсии в сентябре 2022 г. неработающему мужчине.

    Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2022 г. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

    424,35 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 20 лет стажа работы) + 424,35 руб. х 20% (увеличение пенсии за стаж работы сверх 20 лет в соответствии со статьей 23 Закона) + 424,35 руб. х 1% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 35 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 324,62 руб. — размер пенсии в сентябре 2022 г. работающей женщине.

    Так, в соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда (пункт «а» статьи 12 и статьи 13 Закона) сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

    593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2022 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

    Елена - Дежурный юрист
    Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
    Оцените автора
    Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус