Трудовая миграция в россии статистика

Трудовая миграция в россии статистика

По данным обследования рабочей силы численность занятых, работавших за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (далее — своего субъекта), составила в среднем за 2022 год: 3,0 млн. человек – на территории другого региона, 83,3тыс. человек, — на территории другого государства, 69,4 – на территории региона проживания.

В числе занятого населения, работающего за пределами своего субъекта, выше доля молодежи и ниже доля лиц старше 45 лет, чем среди занятого населения, работающего на своей территории. Средний возраст занятых, работающих за пределами своего субъекта, составил в 2022 году 38,7 лет; работающих на своей территории – 41,2 год.

На основе вопроса занятым лицам о месте нахождения их работы формируется информация о численности лиц, работающих в другом субъекте Российской Федерации, чем место постоянного проживания, или на территории другого государства. В соответствии с методологическими положениями о проведении обследования при отсутствии лица на момент опроса данные о нем могут быть получены со слов родственников.

В структуре занятого населения, выезжающего на работу за пределы своей территории, 86% составили лица, работающие в организациях (юридических лицах), 2% – индивидуальные предприниматели и лица, работающие на индивидуальной основе, 11% – наемные работники у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (работающие в своем субъекте, соответственно, 81%, 5% и 12%).

Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являлись г.Москва (1,6 млн.человек, или 22,9% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (352 тыс.человек, или 18,6%), г.Санкт-Петербург (221 тыс.человек, или 7,3%), Московская область (206 тыс.человек, или 5,1%), Краснодарский край (66 тыс.человек, или 2,5%). Кроме того, выше среднероссийского уровня (4,1%) доля трудовых мигрантов в общей численности занятого населения наблюдалась в Республиках Саха (Якутия) (6,7%) и Коми (4,3%), в Магаданской области (6,9%).

Миграционная ситуация в Российской Федерации за 2022 год

По данным Государственной информационной системы миграционного учета, на территорию Российской Федерации в 2022 году прибыло 5,8 млн иностранных граждан, что ниже показателя за аналогичный период прошлого года на 70 %. Более 75 % всех въехавших в Российскую Федерацию иностранных граждан прибыли в I квартале. Покинули территорию России в 2022 году 5,7 млн иностранных граждан (-68 %).

За 2022 год в Российскую Федерацию переселилось 62 тыс. участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 43 %.

Кроме того, с 16 сентября 2022 года стало возможным вынесение и исполнение решений о принудительном административном выдворении, депортации и реадмиссии в отношении иностранных граждан, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Выдворено с территории Российской Федерации 28,8 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства (-58 %). За 12 месяцев 2022 года приняты решения о депортации в отношении 6,9 тыс. иностранных граждан (+1,4 %). Направлено в ФСБ России 189,4 тыс. представлений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам (-24,5 %).

Одновременно территориальными органами МВД России проведено более 500 встреч с представителями образовательных организаций, землячеств, национальных диаспор, национальных культурных и религиозных объединений и духовенства. В ходе указанной работы обращено внимание на недопустимость противоправной деятельности и предупреждение возможных негативных процессов в среде мигрантов и конфликтов на межнациональной почве.

Так например, за 2022 год прибыло 565685 иностранцев. А выбыло из страны 440831 граждан других государств и лиц без гражданства. Общая величина миграционного прироста была положительной и составила 124.854 человека. Положительный прирост населения не перекрыл отрицательный естественный, благодаря чему число людей в нашей стране в этом году уменьшилось на 99712.

Однако, общий миграционный прирост достигается только за счёт приезжих из стран СНГ. Со государствами дальнего зарубежья миграционная убыль для России за 2022 год составила 4222 человека. В Россию из стран этой категории прибыло 54961 человек, а убыло из нашей Родины в государства вышеуказанной категории 58913. Это говорит о том, что россияне продолжают стремиться выехать за рубеж.

Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2022 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).

Исходя из сведений Росстата, международная миграция в России относительно стабильна за последние 5 лет. Напомним, что Росстат учитывает не вообще всех иностранцев въехавших в нашу страну и вставших на временный учёт, но только тех, кто оформляет вид на жительство или разрешение на временное пребывание.

При этом важно помнить, что в миграционную статистику не попадают люди, прибывшие в Россию и выбывшие из нашей страны по туристическим путёвкам и визам, а также гастарбайтеры, временно осуществляющие трудовую деятельность в России. Фактически статистика подсчитывает только тех иностранцев, кто оформляет вид на жительство или разрешение на временное проживание, короче говоря тех, кто уже занялся юридическими вопросами иммиграции в Россию.

2 декабря Совет Федерации одобрил закон о едином подходе к проведению комплексного экзамена по русскому языку и истории РФ для мигрантов. Согласно документу, проведение комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ для иностранцев, а также выдача сертификатов о сданных экзаменах будут осуществляться образовательными организациями. Также вводятся требования к уровню владения русским языком как иностранным, знаниям истории России и основам законодательства РФ в зависимости от цели пребывания иностранного гражданина (трудовая деятельность, временное или постоянное проживание).

Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских подчеркнула, что с 2014 года количество мигрантов, находящихся на территории РФ одномоментно, было на одном уровне — 10—11 млн. По её словам, возврат к этим показателям произойдёт после снятия ограничений из-за COVID-19.

«У нас основная трудовая миграция в весенний период, в летний период. Границы закрыты, люди не приехали — вот цифры упали. Всё по цепочке зависит от эпидемиологической ситуации, когда пойдёт на спад эта волна и будет принято решение правительством возобновить транспортное сообщение с теми странами, с которыми оно ещё не восстановлено, тогда начнётся постепенный тренд на восстановление», — констатировала эксперт в беседе с RT.

Ранее Министерство строительства и ЖКХ направило на рассмотрение в правительство предложения по упрощению въезда в Россию трудовых мигрантов для работы на стройках. По состоянию на 1 декабря в 50 регионах страны отмечается нехватка мигрантов на стройплощадках. Ещё в октябре мэр Москвы Сергей Собянин сообщал о снижении на 40% числа мигрантов в российской столице и дефиците работников сферы ЖКХ.

Также стало известно, что количество фактов постановки на миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства за период с января по ноябрь 2022 года составило 8 983 944. В прошлом году этот показатель был выше в два раза — 17 948 670. Это следует из сводки основных показателей деятельности по миграционной ситуации в РФ.

Масштабы трудовой миграции в Россию

Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось соотношение вклада в целом стран дальнего зарубежья и стран СНГ: если с 2000 по 2005 г., по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2007 г., численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала приток иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. Основная причина таких кардинальных изменений – введение в 2007 г. нового миграционного законодательства (см. выше), давшего большие преференции работникам из СНГ (только им была предоставлена возможность получать разрешение на работу самим, минуя работодателя; для работников из стран с визовым въездом по-прежнему работодатели должны были получать разрешение на привлечение и разрешение на работу).

Читайте также:  Список лагерей с компенсацией на 2022 год ростовская область

По результатам второй волны этого же опроса ВЦИОМ (охватившей 450 предприятий и организаций, использующих иностранную рабочую силу), а также по анализу материалов фокус-групп с работодателями [23], становится четко видно, что наем иностранных работников на российских предприятиях в современных условиях – объективная необходимость. Основные причины привлечения иностранцев носят структурный характер и отражают как дефицит кадров, так и несбалансированность российского рынка труда.

В целом, наиболее существенно изменилась доля трех стран Средней Азии. Если в 2005 г. на три государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ, то уже в 2008 г. граждане этих трех государств составили более 50% всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из стран СНГ [11]. К 2010 г. на долю этих стран приходилось около 55% от всех официально работающих в России иностранцев и почти три четверти (73%) от работников из стран СНГ (рис. 2). По мнению большинства экспертов, они в основном повторяют показатели статистики по официально работающим иностранцам, за небольшими исключениями. В частности, экспертная оценка доли Украины в общем потоке трудовой миграции заметно выше данных официальной статистики и приближается к 15%-16% [12], на уровне Таджикистана (именно среди трудовых мигрантов из Украины особенно много работающих неофициально – они реже подвергаются проверкам; для них не так актуально продление миграционного учета на основе официальных трудовых договоров, т.к. они легко могут выезжать каждые три месяца из России и возвращаться обратно).

Ужесточение порядка получения разрешений на работу трудовыми мигрантами было частично сглажено появлением двух других каналов легализации иностранной рабочей силы: введением специальных преференций для иностранных высококвалифицированных специалистов и введение патента для мигрантов, занятых у физических лиц (и те и другие получили возможность трудиться в России вне квот). Данные категории трудовых мигрантов появились в России 1 июля 2010 г. в результате внесения изменений в федеральный закон № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». К сожалению, численность привлеченных таким образом высококвалифицированных специалистов пока невелика (за два года – 2010 и 2011 – около 14,4 тыс.), что объясняется очень высокими требованиями к их зарплате – она должна быть не менее 2 млн руб. в год. В то же время численность работающих по патентам растет значительно быстрее (стоимость патента составляет 1000 руб. в месяц и вполне доступна для многих трудовых мигрантов): в 2010 г. (с июля по декабрь) было выдано около 157 тыс. патентов, а за 2011 год – уже 866 тыс., таким образом, к началу 2012 г. больше миллиона иностранных граждан получили легальную возможность работать у частных лиц [10].

В 2010 и 2011 гг., несмотря на закончившийся кризис, численность официально работающих трудовых мигрантов продолжила уменьшаться (5% роста в 2011 г. не может рассматриваться как перелом в тенденции), что уже впрямую явилось результатом ограничительной политики в этой сфере, в том числе, продолжающего снижения квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу: если в 2007 г., в момент ввода нового миграционного законодательства, квота была установлена с большим запасом и составила 6 млн, то в 2009 г. ее размер равнялся 3,977 млн, в 2010 г. – 1,944 млн, а в 2011 г. – 1,746 млн. При этом общее присутствие трудовых мигрантов на российском рынке труда, по оценкам, вернулось на докризисный уровень (4–5 млн).

Почему в статье оперируя с процентами не уточняется от чего собственно указывается процент? В итоге указывается 2% от населения, хорошо, подразумевается общее население страны, а почему общее, а не трудоспособное?
Тоесть если в стране приблизительно 150млн граждан и 2% выходим на вашу цифру в 3млн человек уезжают на заработки. Но Трудоспособного населения меньше чем общего населения страны.

Объемы внутрироссийской трудовой миграции растут: в 2011 году на заработки в другие регионы переехали 1,9 млн россиян, а в 2022 — больше 3 млн, это 2% населения страны. По мировым меркам это не так уж и много: в маленькой островной Японии этот показатель равен 1,8%, в еще меньшей по площади Новой Зеландии — 5,7%. А в США каждый год переезжают из одного места в другое 40 млн человек — 14% населения.

Еще с работой тяжело в Чувашии — на заработки уезжают 13,6% работников; Калмыкии — 12,8%; Марий Эл — 11,7%; Еврейской автономной области — 11,4%; Мордовии — 11%. Но число трудовых мигрантах здесь впечатляет, даже если говорить не только об экономически активном, а обо всем населении региона.

А еще есть несколько регионов, жители которых остаются дома, даже если не могут найти работу. Среднее время поиска работы в Карачаево-Черкесии, по данным Росстата, — 12 месяцев. Это в полтора раза выше, чем в среднем по стране. А число выезжающих на заработки в другие регионы — 144 человека на 10 тысяч населения — в полтора раза ниже общероссийского уровня, который составляет 206 человек на 10 тысяч.

Что касается семей и детей, то мы в тексте опирались на обследование рабочей силы, которое делал Росстат (в статье есть ссылки). Это исследование касается именно трудовых мигрантов, т.е. только тех, кто непосредственно уезжает именно работать (без членов семей). Ни командировочных, ни тех, кто гостит у родственников оно не учитывает.

Трудовая миграция в россии статистика

Статистический материал о внутрироссийской трудовой миграции подготовлен Федеральной службой государственной статистики по итогам ежемесячного обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости). Обследование рабочей силы проводится на основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания. С 2022 года опрашивается население в возрасте 15 лет и старше (до 2022 года – в возрасте 15-72 лет). Обследование охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность.

Среди населения, работающего за пределами своего субъекта (в сравнении с населением, работающим на территории своего субъекта), выше доля лиц со средним профессиональным образованием по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и средним общим образованием, и ниже доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена.

В структуре занятого населения, выезжающего на работу за пределы своей территории, 86% составили лица, работающие в организациях (юридических лицах), 2% – индивидуальные предприниматели и лица, работающие на индивидуальной основе, 11% – наемные работники у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (работающие в своем субъекте, соответственно, 81%, 5% и 12%).

Читайте также:  Выплаты К Школе Многодетным Семьям В 2022 В Мордовии

Наиболее значительна доля занятого населения, выезжающего на работу за пределы своего субъекта, в Московской области (22,4%), в Ленинградской области (18,0%), в Республике Адыгея (17,1%), в Чувашской Республике (13,6%), в Республике Калмыкия (12,8%), в Республике Марий Эл (11,7%), в Еврейской автономной области (11,4%), в Республике Мордовия (11,0%), Орловской области (9,7%) и других, представленных на графике ниже.

Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являлись г.Москва (1,6 млн.человек, или 22,9% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (352 тыс.человек, или 18,6%), г.Санкт-Петербург (221 тыс.человек, или 7,3%), Московская область (206 тыс.человек, или 5,1%), Краснодарский край (66 тыс.человек, или 2,5%). Кроме того, выше среднероссийского уровня (4,1%) доля трудовых мигрантов в общей численности занятого населения наблюдалась в Республиках Саха (Якутия) (6,7%) и Коми (4,3%), в Магаданской области (6,9%).

Миграция населения в России: статистика за 2022 год

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).
  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

Что касается миграционного обмена со странами Содружества Независимых Государств, то наблюдается сокращение числа иностранных граждан, которые приехали из этих стран в Российскую Федерацию. В прошлом году мигранты в России – это преимущественно граждане бывшего Советского Союза, приехавшие из Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. В то же время выросло число лиц, выехавших в такие страны СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.

  • добровольная (когда человек самостоятельно решает переехать);
  • вынужденная (беженцы, которые покидают территорию под воздействием чрезвычайных ситуаций (войны, преследования, стихийные бедствия);
  • принудительная (граждане уезжают не по своей воле).

Итоги года: занятость населения и трудовая миграция

Ежегодно, с 2022 года, мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста, из них 50 тыс. человек – при содействии органов службы занятости населения, 25 тыс. человек – с использованием инфраструктуры Союза «Ворлдскиллс Россия». Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию должно быть охвачено не менее 450 тыс. человек.

В настоящее время профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, реализуется в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов. В 2022 году профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование получили 17,9 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в 2022 году – 18,2 тыс. женщин.

В конце ноября 2022 года на регистрационном учете в органах службы занятости состояло 664 тыс. безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации, по оперативным данным, составил 0,9 % от численности рабочей силы в возрасте 15-72 лет, как и в ноябре 2022 года.

По итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2022 года составила 76,2 млн человек, из них 72,7 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,5 млн человек – как безработные (по критериям Международной организации труда). Уровень общей безработицы в ноябре 2022 года составил 4,6 %.

Минтруд России подготовил постановление Правительства России от 3 декабря 2022 года № 1579 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2022 год».

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2022 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Если говорить о полученных РВП, то за первые 5 месяцев 2022 года их было выдано 60 413. Количество выданных ВНЖ составило 103 023. В прошлом году эти цифры выглядели как 98 221 и 77 755 соответственно. Можно заметить, что выдача ВНЖ в 2022 году стала масштабнее, несмотря на пандемию. Ниже приведена сравнительная таблица по годам:

Задавая вопрос о том, сколько мигрантов в России, нужно уточнить важный момент: кого именно мы так называем? Дело в том, что в российской правовой системе нет четкого определения этого понятия. В Конституции РФ употребляются исключительно термины «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Однако и в СМИ, и в юридической, и в бюрократической сфере именно слово «мигрант» чаще всего фигурирует для обозначения иностранных работников, длительное время находящихся в России.

Ежегодно в Россию приезжают сотни тысяч иностранных граждан. Одни остаются здесь надолго, другие задерживаются всего на пару-тройку месяцев, третьи — навсегда. Но 2022 год перевернул все с ног на голову. Как пандемия повлияла на миграционные потоки, сколько мигрантов в России получили патенты в этом году, и действительно ли нововведения 2022 года облегчили жизнь иностранцев в РФ? Разберемся в этой статье.

Согласно данным Росстата за 2022 год, в РФ чаще всего едут граждане Украины (161351 человек) . На втором месте — Таджикистан (89 553), на третьем — Казахстан (86311). Далее в порядке убывания следуют: Армения (71 984), Узбекистан (60 796), Киргизия (53 810), Азербайджан (34 619) и Молдова (26 513).

Так как рассмотрение заявлений о выдаче РВП, ВНЖ и гражданства происходит в течение нескольких месяцев, данные в таблице отражают больше ситуацию до пандемии. То есть в январе-мае получали ответы те, кто подал документы в сентябре 2022 — январе 2022, а в случае с гражданством еще раньше. А вот последствия пандемии отразятся на статистике начиная с августа 2022.

Миграция в России: откуда и куда переезжают – трудовая и вынужденная миграция, утечка мозгов

СССР был закрытой страной, но внутри союза существовала как добровольная, так и принудительная миграция между республиками. Люди уезжали на стройки, предприятия и в институты, промыслы в северных и восточных регионах, освоение новых земель, учёбу и службу. К принудительной миграции относились: депортации народов, отправка репрессированных в отдалённые территории, «выселка», а также отправка на работу по распределению выпускников ВУЗов.

Читайте также:  Подойдет Ли Старая Выписка Егрн Для 3 Ндфл

В 1980-е гг. миграционный прирост населения России (нетто-миграция) составлял около 150 тыс. человек в год: прибывало 880 тыс. человек, а уезжало — 730 тыс. человек. Закрытость страны от внешнего мира сказывалась на миграционном потоке населения – 99% переездов осуществлялось между союзными республиками. Случаи миграции населения за пределы СССР или стран соцблока были крайне редкими и не превышали нескольких сотен человек к год. Обмен населением РСФСР осуществлялся преимущественно с Украиной, Казахстаном, Беларусью и Узбекистаном.

Желание людей эмигрировать в страны дальнего зарубежья воспринималось властями как нежелательное действие или даже предательство. С 1970-х гг. начинается медленная либерализация выездного режима преимущественно для еврейского и немецкого населения. Эмиграция евреев в Израиль в большей степени затронула Украину, чем Россию.

Если в 1985 г. эмиграция из РСФСР в развитые страны (Израиль, Германию, США и т.п.) составляла около 1,4 тыс. человек, то к 1990 г. из-за упрощения выезда она приняла массовый характер. Только за 1990 г. из РСФСР в Германию и Израиль уехали более 90 тыс. человек (тут не учитывается эмиграцию из других республик СССР). Началась «утечка мозгов».

Статистика Трудовой Миграции В России 2022

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2022 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  1. Нет возможности оказания влияния на все процессы, которые происходят в России.
  2. Общая политическая картина в стране.
  3. Недостаточный уровень соцобеспечения.
  4. Повышающиеся цены на ЖКХ.
  5. Нет возможности для развития в профессиональном плане.
  • Личная безопасность и безопасность семьи;
  • Медицинское обслуживание в доступной форме;
  • Возможность получения образования;
  • Наличие работы и средств к существованию;
  • Наличие жилья или возможность его приобретения;
  • Доступность необходимых для качественного питания продуктов.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

  1. Мигранты могут быть возвратные или безвозвратные. То есть вы можете приехать на время в другую страну или переехать туда на постоянное жительство.
  2. Сезонные или маятниковые. К сезонным относятся туристы. Маятниковые – это те, которые приезжают регулярно, например, те, кто ездит работать вахтовым методом.
  3. Иммигранты или эмигранты. Ну, это понятно, те, кто приезжает в страну, и те, кто из нее уезжает.
  4. Добровольные, принудительные, вынужденные.

В целях минимизации теневого рынка труда целесообразно также принять меры по упрощению получения или продления патента для мигрантов из безвизовых государств, работающих в России. Считаем возможным хотя бы временно ввести режим оформления патентов иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации свыше 30 дней, распространив его на тех, на кого не распространяется административное выдворение вследствие нарушения сроков пребывания в Российской Федерации. Учитывая, что оформление патента для тех, кто находится в РФ более 30 дней, возможно только со штрафом, предложили бы временно отменить эти штрафы для мигрантов, оформляющих патент в период кризиса.

Такое решение значительно упростит жизнь трудовым мигрантам, минимизирует количество их контактов с органами власти, разгрузит и позволит оптимизировать работу профильных государственных структур, тем самым минимизирует возможное участие посредников в этой сфере. В то же время стабилизируется уплата фиксированных авансовых платежей, исчезнет необходимость осуществлять перерывы в работе и уплате соответствующих платежей в целях оформления нового документа и искусственного выезда и въезда в Российскую Федерацию.

Сегодня на российском рынке труда с участием иностранных работников произошло значительное сокращение рабочих мест. Как правило, трудовые мигранты не имеют никаких финансовых накоплений, позволяющих пережить кризисный период, и они вынуждены искать любую работу. Как следствие – резкий рост теневой занятости при демпинге зарплаты. Безработица и нелегальная трудовая деятельность, как правило, способствуют росту правонарушений, создают угрозу общественной безопасности, влекут развитие антисанитарных условий в быту, что крайне нежелательно в условиях пандемии.

Следует отметить, что государство в лице МВД России уже немало сделало, приняв оперативно ряд мер по продлению пребывания иностранных граждан на период кризиса в целях недопущения роста числа неурегулированных мигрантов. В развитие мер по содействию в правовом урегулировании статуса мигрантов предлагаем на законодательном уровне закрепить возможность изменения иностранными гражданами цели визита в РФ через получение новой (продление действующей) визы или новой миграционной карты.

Пандемия коронавирусной инфекции в Российской Федерации и все, что с ней связано, обозначили проблемы и в миграционной сфере. В период ежегодных пиковых потоков трудовых мигрантов в РФ считаем важным предложить ряд мер, связанных с регулированием пребывания и трудовой деятельности мигрантов, прежде всего из государств с безвизовым порядком въезда в нашу страну. Они составляют большую часть трудовой миграции.

Миграционные тенденции в России – 2022 год

Таджикистан обогнал Казахстан в списке стран, чьи граждане получили российские паспорта в 2022 году, и вышел на второе место, уступая только Украине. В прошлом году рекордное количество таджикистанцев – более 63 000 получили гражданство России, страны, где многие их них трудятся уже третье десятилетие.

В 2022 году Россия на 35% снизила квоты на предоставлении РВП иностранным гражданам – если их было в 2022 году более 60 000, то в этом году только менее 40 000 иностранцев могли получать РВП. Но нужно сказать, что есть категория граждан, которые могут претендовать на РВП и вне квоты.

В случае предоставления каких-нибудь упрощенных схем легальной работы, возможно, желающих получить российское гражданство среди граждан республик ЦА приуменьшится – ведь обычно предтечей к обращению к гражданству становится стремление работать в РФ без искусственных преград и не платить огромные деньги за патент. Этим можно, объяснить, например, более низкие цифры обращения за гражданством РФ среди кыргызстанцев, так как они и так могут работать в России со своим паспортом.

В 2022 году почти 225 000 иностранных граждан получили свой первый вид на жительство в России – это на 40 000 больше, чем в прошлом году. Рост произошел, в основном, за счет центральноазиатов, в частности граждан Таджикистана, которые, в этом году, вышли на первое место – почти 50 000 из этих документов были им выданы. Украинцам досталось менее 37 000, а за ними идут Казахстан и Узбекистан – по примерно 25 000.

В 2022 году 145 000 жителей ЦА получили паспорта РФ, еще почти 400 000 живут с ВнЖ и РВП и потенциально могут претендовать на гражданство РФ в будущем. Миллионы молодых рабочих рук ищут работу в России. О чем говорят эти цифры? Похоже на массовую миграцию из региона? Да. Мы опустеем? Нет.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус