Современное состояние системы пенсионного обеспечения в рф 2022

Пенсионная система России в 2022 г: что нового в порядке расчета пенсии

При этом в 2022 г. было достаточно 11 лет стажа и 18,6 ПБ, а в будущем цифры достигнут уровня в 30 баллов и 15 лет. В противном случае (если ПБ он не купит сам), будет вынужден ожидать еще 5 лет и после этого сможет получить только социальную пенсию, размер которой в 2022 г. составлял всего 5 283,84 руб.

Однако для работающих пенсионеров и для тех, кто пенсию еще не получает, сумма баллов, добавляемых на счет, уменьшится. Так происходит потому, что значение, определяющее расчет стоимости ПБ, рассчитывается, исходя из показателя «предельной величины базы» (ПВБ). В 2022 г. она на 13% выше, чем в предыдущем и составляет 1 465 000 руб. Эту цифру используют при подсчете как делитель, т.е. увеличение ПВБ приводит к уменьшению количества баллов. Если же зарплата, с которой перечисляют средства в ПФ, составляет всего 20 000–25 000 руб. или даже меньше, человек получает совершенно ничтожную прибавку к ПБ.

Возраст выхода на заслуженный отдых для них начинается с 61,5 лет для мужчин и 56,5 лет для женщин. Однако достижение конкретного возраста не делает их автоматически получателями выплат, для этого им обязательно необходимо иметь определенное количество баллов. И изменение в их учете касается не только потенциальных пенсионеров, но и тех, кто уже ими является. В 2022 г. вводятся три главных изменения.

В 2022 г. пенсионную систему РФ ждут очередные перемены. И как показывают расчеты эксперта, они приведут к тому, что размер обеспечения у многих упадет до минимума, а некоторые вовсе смогут получать только социальные пособия. Все это связано с тем, что ежегодно растет требование к необходимому количеству пенсионных баллов и стажу. Также увеличивается предельная базовая величина, что делает ПБ дороже, а их количество на лицевом счете меньшим. Изменяется и возраст перехода на другое обеспечение, поэтому социально незащищенные граждане могут рассчитывать только на пособия.

В 2022 г. не только повышается возраст выхода на заслуженный отдых, но и возможность перехода на другой вид обеспечения. Так, инвалидов автоматически переводят на страховой вид пенсии по старости с момента достижения нужного возраста. Но если в 2022 г. у них не будет тех самых 21 ПБ и 12 лет стажа, сделать это не получится. Особенно остро этот вопрос стоит перед теми, кто получает выплаты по инвалидности 3 группы ‒ она на 3 000 руб. ниже обеспечения по старости.

В 2022 году Пенсионный фонд направит на пенсии — 8,4 трлн, а на материнский капитал – 443,3 млрд рублей

Согласно проекту, средства бюджета ПФР будут направлены на предоставление материнского (семейного) капитала, на выплату страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, федеральной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление компенсации для оплаты стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и других социальных выплат. Перечень выплат сформирован исходя из государственных обязательств, закрепленным федеральным законодательством. Все эти меры социальной поддержки и социального обеспечения граждан составляют обязательные расходы Пенсионного фонда.

Размер пенсионных выплат заложен в бюджете с учетом размеров пенсионного обеспечения, предусмотренным действующим законодательством. Так, в соответствии с нормами закона, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий — на уровне 2,6%. Так, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2022 году составит 17443 рубля. Всего на финансирование выплаты страховых пенсий в 2022 году запланированы средства в сумме 7,8 трлн рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособия на погребение будет направлено 632,7 млрд рублей.

Также в проекте бюджета ПФР предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2022 года в 3,7%, определенного в основных параметрах сценарных условий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России. Соответственно размер материнского капитала в 2022 году составит 483 882 рубля на первого ребенка, 639 432 рубля на второго ребенка, если на первого семья не получала материнский капитал, размер доплаты на второго ребенка, если семья получала материнский капитала на первого ребенка, составит 155 550 рублей. Всего на материнский капитал в 2022 году запланированы средства в сумме 443,3 млрд рублей.

Доходы Пенсионного фонда формируются из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда для финансового обеспечения социальных обязательств государства, осуществление которых отнесено к компетенции Пенсионного фонда, прочих доходов, в том числе от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений. Доходы бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. При этом для отдельных категорий плательщиков страховых взносов применены льготы, что снижает объем поступлений в Пенсионный фонд. Так, например, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, страховые взносы с 2022 года определены исходя из тарифа страхового взноса в размере 6%.

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

• Во-первых, при расчете их пенсии фиксированную выплату и цену балла используют в тех значениях, которые были установлены на дату оформления пенсионного обеспечения. То есть ежегодные индексации работающих не касаются, и поэтому повышения на 6,6% в январе для них не будет.
• Во-вторых, пока пенсионер продолжает работать, он не имеет права на получение социальной доплаты до прожиточного минимума. То есть и утверждение новых значений ПМП никак не повлияет на их пенсионное обеспечение.

Одно из самых существенных изменений пенсионной реформы – рост возраста, с которого человек может оформить заслуженный отдых. Так, поэтапное увеличение пенсионного возраста ведет к тому, что в 2028 году мужчины смогут оформить пенсию только после достижения 65 лет, а женщины – 60 лет. С целью внедрения этих изменений плавно, ежегодно пенсионный возраст увеличивается на полгода.

Напомним, что в 2022 г. по поручению В. Путина был изменен порядок индексации пенсий с назначенной к ней социальной доплатой. Теперь прибавка от индексации будет начисляться сверх величины прожиточного минимума, то есть величина социальной доплаты остается неизменной.

В результате страховых взносов, перечисляемых работодателями, на выплату пенсий нынешним пенсионерам не хватает, и эта «недостача» покрывается за счет средств федерального бюджета. Приведем такой пример. В Тамбовской области проживает чуть более 1 млн. жителей, пенсионеров из них порядка 350 тысяч. При этом «своих» ресурсов (страховых взносов, собираемых на территории области), чтобы выплатить пенсии нашим пенсионерам, хватает только на 30 процентов от необходимой суммы. Все остальное – это трансферты из федерального бюджета. И если не предпринимать радикальных мер, ситуация будет только ухудшаться.

Человек не может по собственной инициативе пополнять свой счет. При желании участвовать в программе негосударственного пенсионного обеспечения лица, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут решить вопрос только в ракурсе софинансирования.

В январе 2022 года планируется проведение индексации пенсий до 6,3%, в результате чего ее среднее значение достигнет отметки 17212 рублей. К концу 2022 года параметр будет увеличен до 18300 рублей. В областях, в которых прожиточный минимум превышает общий показатель по России, к основной пенсии будет произведена доплата в виде региональной социальной выплаты.

Главное изменение в пенсионной системе заключается в принципах оформления социальной пенсии. Для получения надбавки от государства необходимо будет обращаться в ПФ РФ. Если дотация будет выплачиваться из местной казны, то документы оформлять нужно будет в органах социальной защиты.

Размер компенсации может превышать величину базовой пенсии. Для ранее работающих граждан он определяется с ориентацией на параметры дохода, полученного за последние 12 месяцев работы. На сумму выплаты также оказывает влияние количество отработанных дней. Чтобы рассчитать размер такого вида пенсии, нужно определить величину среднемесячного заработка за последний год с учетом премий и надбавок. При вычислениях не учитываются выплаты по отпускам и больничным, оформленным по любым причинам. Сумма компенсации будет составлять 45% от полученного дохода при выработке минимального стажа. Если отработано больше, то за каждый последующий год размер компенсации увеличивается на 3%.

Читайте также:  Двойной Вычет На Ребенка Матери В Разводе

Не многие знают, что такое негосударственная пенсия, и кто на нее может рассчитывать. До начала пенсионной реформы люди могли повлиять на размер своей пенсии только за счет официального трудоустройства на работу с более высоким окладом. На сегодняшний день каждый человек может смоделировать уровень своей жизни в старости. В законе предусмотрена возможность переводить собственные средства на выделенный счет в Пенсионном Фонде, чтобы воспользоваться ими, когда уже не сможешь работать в полную силу. Перечислять средства в ПФ могут:

Другим способом обоснования низкого уровня пенсий в России является его сравнение с прожиточным минимумом. Данный подход, по сути, основан на определении минимальных потребностей. Он является неприемлемым, поскольку с точки зрения науки потребности безграничны, и определение какого-либо минимального уровня будет всегда субъективным. Невозможно обосновать минимальный уровень потребностей. Кроме этого, непонятно почему именно минимальный уровень (или отношение к нему) должно быть ориентиром. Важным также является то, что в данном подходе не учитываются потребности и уровень доходов остальной части общества.

Необходимо отметить, что первоначальный законопроект, предусматривающий изменение периода трудоспособности граждан, содержал более жесткий вариант реформы — каждый год увеличение на 1 год (без права досрочного оформления на 6 месяцев раньше 2022 гг.), а также увеличение срока выхода на пенсию для женщин на 8 лет (т.е. с 55 до 63 лет). Но в ходе рассмотрения проекта в Государственной Думе была принята поправка, смягчающая предложенные параметры (предложена она была Президентом В.В. Путиным).

В зависимости от выбора каждого человека эти отчисления поступают либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в государственный Внешэкономбанк, которые управляют пенсионными вложениями граждан, инвестируя их в акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации и т.д. Отчисления в накопительную часть были заморожены. Поэтому пока что все взносы идут на страховую часть пенсии, то есть тратятся на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений. Кроме того, при желании можно оформить индивидуальный пенсионный план в НПФ и самостоятельно перечислять часть дохода на формирование негосударственной пенсии.

— сокращение расходной части вплоть до упразднения (в течение 5-7 лет) нынешних государственных пенсионных фондов и их раздутых аппаратов как рудимента с заменой этой системы вороватых посредников системой прямых выплат государства пенсионерам или детей родителям);
— соответствующее сокращение вплоть до упразднения налога в пенсионные фонды и, таким образом, снятие драконовского налога с бизнеса плюс ликвидация серых и черных зарплатных схем;
— стимулирование системы негосударственных добровольных накоплений, в первую очередь, через банковские счета (как, к примеру, в Сингапуре);
— разделение пенсионных выплат на две составляющие: постоянную и переменную (бонусную).

• обеспечение лекарственными препаратами – 889,66 руб.;
• предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний – 137,63 руб.;
• бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 127,77 руб.

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

С 1 января 2022 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2022 году составляет 258 месяцев, в 2022 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

Примечательно, что в случае с ГПП, как и с пенсинной реформой, власть поспешила поделить шкуру неубитого медведя и уже рассчитывает получить отдачу от негосударственных пенсионных накоплений граждан уже через два года. По крайней мере, именно эти средства ведомство уже заложило в свой прогноз по росту ВВП на 3% в 2022—2022 годах.

В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, а также занятостью работников на отдельных видах работ, к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также создания сбалансированной и справедливой пенсионной системы предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2022 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2022 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.

Какие пенсионные изменения ждут россиян в; 2022; году

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2022 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

С 1 января 2022 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2022 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

С 1 июля 2022 года вступают в силу некоторые положения указания Банка России , которые устанавливают определенные требования к раскрытию информации на сайтах негосударственных пенсионных фондов. Все фонды должны будут в обязательном порядке обнародовать состав своих портфелей пенсионных резервов и накоплений вплоть до каждого эмитента, с указанием идентификационного номера ценной бумаги. Это надо будет делать ежемесячно с временным лагом в шесть месяцев. Сейчас все фонды обязаны раскрывать только структуру инвестиционных портфелей — то есть в какие именно активы (акции, ОФЗ, корпоративные облигации или депозиты) — вложились фонды.

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2022 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию. Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно. Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде как потребителем, так и финансовой организацией.

Проблемы пенсионного обеспечения в рф 2022

В качестве компенсационных мер, направленных на сглаживание негативной реакции общества на повышение пенсионного возраста, было принято решение о повышении пенсий на сумму превышающую инфляцию практически в два раза. Так в 2022 году размер пенсий увеличился на 1000 рублей в среднем по стране. В 2022 году планируется также повысить пенсионного обеспечение еще на 1000 рублей и так до окончания реформы, чтобы к 2024 году, сроку окончания её окончания, средняя пенсия сравнялась с требуемым МОТ уровнем не меньше 40% от средней заработной платы по стране.

Как эта проблема будет решаться властями в долгосрочной перспективе, отменят пенсии или нет как результат всех проводимых Правительством изменений — сейчас судить рано хотя бы потому, что в современных реалиях невозможно на длительный срок прогнозировать эффект от проводимых реформ.

Получается, что больше всего страдает малый бизнес в сфере услуг, подрядных работ и торговли, где львиная доля расходной части бюджета приходится на заработную плату. Все эти изъятые из оборота бизнеса средства — это неслучившиеся инвестиции, а, следовательно, ущерб для экономики. Понятно, что часть этих денег возвращается в оборот бизнеса в результате потребления пенсионеров. Максимальную выгоду от существующей пенсионной системы получает примитивный ритейл. При этом средства вымываются из сферы сложных услуг, инновационной сферы, построенной на качественном труде, секторов, способных в кризис создать максимальное количество рабочих мест и тем самым выполнить наиболее важную социальную функцию в современном обществе.

Тот же Миронов не просто так сетует на то, что «чудовищная неэффективность» пенсионной системы «несёт колоссальные политические риски». И автор не просто так заговорила о пенсионерах, как о своеобразном авангарде электората. Они-то на выборы ходили, ходят, и будут ходить.

«Индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий — на уровне 2,6%», — отметили в министерстве, ссылаясь на подготовленный проект бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Читайте также:  В 2022г. За Какое Время Нужно Заплатить Долги Об Оплате Налога. Взноса За Участок При Оформлении В Наследство

Реализация пенсионного обеспечения разделяется на четыре основные функции: аккумулирование средств, учёт пенсионных прав граждан, назначение и выплата пенсий, управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы. Управление системой пенсионного обеспечение базируется на принципе разделения властных и финансовых функций.

Важную роль в развитии пенсионной системы играет принятый в 1996г. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования». Он явился основой создания новой инфраструктуры пенсионной системы, безусловно необходимой для материализации страхового аспекта а построении пенсионного обеспечения.

Также отсутствует возможность снять вложенные деньги в случае острой необходимости, поскольку они добавляются к накопительной части пенсии и выплачиваются только по достижению гражданином соответствующего возраста. Досрочное получение этих денег противоречит действующему законодательству. В случае же смерти участника программы софинансирования пенсионных накоплений вложенные средства получат его наследники.

В настоящее время социальная защита населения является одним из значимых показателей уровня развития общества. Основой социальной защиты является система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Действующая в России система пенсионного обеспечения основана на принципах солидарности пенсионных накоплений и распределении части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров. Основной идеей пенсионной реформы в России является переход от распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Одним из наиболее эффективных механизмов формирования дополнительных (негосударственных) пенсий являются негосударственные пенсионные фонды.

В качестве бонуса на суммы выплаченных взносов предоставляется налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц. По аналогии со страховыми взносами эти выплаты могут наследоваться. Наследникам ничего не полагается, если гражданин уже вышел на пенсию и начал ее получать. В случае смерти участника программы накопленные средства передаются правопреемникам до момента назначения им накопительной части трудовой пенсии. Правопреемниками умершего участника могут быть его ближайшие родственники, а также другие лица по заявлению участника программы, поданному в Пенсионный фонд РФ по месту жительства. Правопреемники должны обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений не позднее 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. При этом наследуемая сумма пенсионных накоплений не облагается подоходным налогом.

Более важной проблемой остается низкая финансовая грамотность россиян. В одном из публичных выступлений, подчеркивая постоянно возрастающую в современных условиях значимость финансового образования, Антон Силуанов отметил, что «. от уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие» [7].

В стратегическом развитии пенсионной системы России приобретают актуальность вопросы повышения заинтересованности граждан в формировании будущей пенсии, самостоятельный и обоснованный поиск путей эффективного инвестирования денежных средств в целях ее формирования.

Работа по повышению финансовой культуры и грамотности (в частности пенсионной) призвана способствовать реализации ряда приоритетов стратегического социально-экономического развития страны и регионов на перспективу [11] (Medvedev, 2022). В том числе следует отметить:

В первую очередь следует затронуть проблему теневой экономики (отечественный нелегальный бизнес составляет более 1/3 ВВП (3,6 трлн руб.) [10] (Kuznetsova, Shloma, Kovaleva, Ermakova, 2022), где обыденным явлением являются «серые заработные платы», что не позволяет обеспечить стабильность поступлений в бюджет ПФР.

На наш взгляд, специфика пенсионного страхования определяет основные черты элементов пенсионного механизма: наличие нормативной и аналитической базы для достижения целевой установки пенсионной системы и реализации социальных задач; функциональный блок (планирование, управление, регулирование, контроль), предназначенный для создания финансовой базы и дальнейшего распределения финансов пенсионного страхования для удовлетворения потребностей граждан и получения реального эффекта замещения пенсионными выплатами утраченной заработной платы.

Принятая в России на законодательном уровне пенсионная накопительная система не получила своего развития возможно из-за недостатка денежных средств у ПФР для выплаты страховых пенсий, так как часть общего тарифа страховых взносов использовали на формирование накопительной пенсии.

Из представленных в таблице 7 данных и проведенного их анализа следует, что государство проявляет большую заботу о размерах и росте пенсий федеральных государственных гражданских служащих, чем о размерах и росте получателей всех видов других пенсий, что не соответствует принципу социальной справедливости.

В последующие годы были приняты ряд основополагающих законов: Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [5], Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [6], Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [7], Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации» [8], Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [9], Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [10] и другие федеральные законы.

Из данных таблица 2 следует, что в исследуемом периоде имеет место рост как доходов, так и расходов ПФР. Рост доходов в исследуемом периоде составил 29,5 %, а рост расходов – 36,3 %. В этой связи рост расходов на 23 % опередил рост доходов, что сказалось на появлении дефицита бюджета с 2014 по 2022 годы. До 2014 года Фонд работал с разным убывающим уровнем профицита, а с 2014 года – с разным уровнем дефицита.

Наибольший дефицит денежных средств возник в 2022 году, но он является мнимым и связан с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Но данный перевод по факту осуществлялся не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым ПФР передал право управления частью поступающих страховых взносов на накопительную пенсию. Переданная управляющим компаниям сумма около 2 трлн. руб. не отображалась в доходной части ПФР, зато отображалась в его расходной части. В результате создался чисто мнимый дефицит, никак не влияющий на платежеспособность ПФР.

Мероприятия по совершенствованию пенсионной системы в 2022 году

В 2022 году многодетные мамы впервые смогут использовать свое право на досрочную пенсию по новым основаниям. Это коснется матерей, у которых четверо детей. Во второй половине 2022 года мамы четверых детей могут выйти на пенсию в 56 лет — на полгода раньше остальных. Мамы троих детей смогут использовать льготу не раньше 2023 года.

Для работодателя будут льготы в виде повышающих коэффициентов при расчете налога на прибыль, если они софинансируют взносы в ГПП. Размер коэффициента в первые шесть лет со дня включения работника в реестр участников ГПП будет равен 0,3%, а в следующие годы – 0,6%. Исчисленный таким образом совокупный показатель по всем работникам не может превышать 12% от общей суммы расходов на оплату труда без учета отдельных видов расходов.

Другое дело, что оценить такую возможность по достоинству можно будет только с этого года, когда начала работать электронная база. Весь же трудовой стаж до 2022 по-прежнему останется только в бумажных книжках, которые и дальше придется хранить, как зеницу ока, проконтролировав, чтобы все записи были внесены правильно.

Непонятно и то, где можно зарабатывать столько, чтобы отложить себе на безбедную старость, ведь эту опцию государство Россия тоже не очень-то предусматривает, больше предлагая брать кредиты в лоббируемых банках, а иногда и просто «держаться», так как «денег нет».

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

Важным неразрешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. 22 % пенсионных отчислений платят далеко не все население. 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально [6, с. 57]. Для выведения заработной платы из тени имеются некоторые инструменты, а именно фискальные и карательные меры, а также социально-экономические рычаги. Их оптимальное сочетание приводит к значительному изменению ситуации в положительную сторону. В настоящее время учеными и практиками предлагаются разные альтернативы по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров в современной РФ: сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров посредством увеличения возраста выхода на пенсию; нахождение резервов для роста доходов ПФР РФ [7, с. 100]. Именно данную позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую 1 тыс. руб., которую работник внес на свой личный счет, государство добавит еще столько же. Но следует понимать, что простого решения в этой ситуации нет, и РФ только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.

Вместе с тем частные управляющие компании в среднем принесли своим клиентам 21,23 % (или 10,56 % с учетом инфляции), а негосударственные пенсионные фонды — 15,93 % (6,86% с учетом инфляции). Эксперты рекомендуют забирать денежные средства у государства и передавать их в частные фонды. Однако свыше 90 % будущих пенсионеров стараются оставлять денежные средства в государственном управлении, и насильственные мерыне изменят эту ситуацию [6, с. 54].

В последние годы актуализуется анализ системы пенсионного обеспечения, обусловленный опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства и населения к проблемам социальной справедливости, материального благосостояния, удовлетворения условиями жизни и степенью страховой защиты пенсионеров и лиц с социально-пенсионным статусом.

Читайте также:  Получение Гражданства С Паспортом Pp

Численность пенсионеров увеличивается: с 2010 г. по 2022 г. рост составил 107,6 %, происходит старение населения. На 1 тыс. населения в 2010 г. приходилось 278 пенсионеров, в 2022 г. — уже 292 пенсионера. Величина назначенных пенсий на протяжении 2010-2022 гг. увеличилась на 60,3 %. Однако, несмотря на это величина пенсий остается на низком уровне — всего 11986 руб. в 2022 г. величина пенсии значительно превышает прожиточный минимум: в 2010 г. — в 1,65 раз, в 2022 г. — уже в 1,51 раз, однако величина пенсии составляла 35,7 % в величине заработной платы в 2010 г., и уже 35,3 % — в 2022 г.

Сравнение величины пенсий по полу следует отметить, что мужчины получают пенсию несколько большую, чем женщины (в 2022 г. 12543,2 руб. против 11852,6 руб.). Пенсионеры, проживающие в городской местности, получают более высокую пенсию, нежели пенсионеры в сельской местности (в 2022 г. 12595,2 руб. против 10736,9 руб.).

Таким образом, современная пенсионная система в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что не позволяет гарантировать стабильное выполнение страной своих обязательств в отношении пенсионеров. Государство можно рассматривать как социальное, если оно удовлетворяет права своих граждан. Проблема задержки выплаты государственных пенсий была решена, но проблема недостаточности размера пенсии для удовлетворения социальных потребностей пенсионеров по-прежнему стоит остро.

Пенсионное обеспечение в России осуществляет совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, направленных на обеспечение граждан материальной поддержкой в виде пенсии. В последние годы активно проводится анализ пенсионной системы, поскольку возрос интерес со стороны государства и населения к проблемам, связанным с социальной справедливостью, материальным благополучием, удовлетворенностью условиями жизни и размером страховой защиты пенсионеров и лиц с социальным пенсионным статусом.

  1. Досрочные пенсии тоже финансируются из общей суммы страховых взносов. Это происходит из-за того, что в России нет профессиональных пенсионных систем.
  2. Потенциал негосударственных институтов в пенсионной системе сравнительно невелик. развитие негосударственных институтов пенсионной системы, сдерживается прежде всего неудачной и неэффективной системой налогообложения негосударственных государственных образований [4, с. 140].
  3. Важным нерешенным вопросом пенсионного обеспечения остаются теневые выплаты. Это происходит из-за того, что 14 % всего работающего населения работают неофициально. По этому государству создать механизмы, при которых руководству организаций выгодно производить полные отчисления в пенсионный фонд и платить «белую» зарплату работникам [2, с. 290]. Для этого необходимо предусмотреть налоговые льготы и иные формы мотивации для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование.
  4. Низкие пенсии, которые в среднем равны прожиточному уровню или того меньше. Данная проблема заложена в том, что средняя заработная плата по России низкая, соответственно и отчисления в пенсионный фонд будут не высокие. При этом, хочется заметить, что последние изменения в формировании заработных плат не принесли качественных изменений. Данные изменения только увеличили влияние работодателей в формировании заработных плат работников.
  5. Увеличение количества пенсионеров. Тенденция низкой рождаемости приводите к тому, что количество трудоспособного населения уменьшается, а количество людей пенсионного возраста растет. Со временем возникает проблема финансовых ресурсов для обеспечение действующих пенсионеров, молодому поколению. Правительство предпринимаются меры для стимулирования рождаемости в стране. Однако, представляется, что данная проблема решится само собой если будет стабильность в стране.
  6. Низкая грамотность среди населения. Население не всегда осознает, для чего нужна официальная высокая заработная плата, чем это может обернуться в будущем. Поэтому не обходимо проводить информирование население об необходимости «белых» зарплат. Информационное освещение населения должно также касаться негосударственных пенсионных фондов, чтобы население могло ознакомиться с плюсами данного направления пенсионной системы страны.
  7. Тенденция увеличение количества работников, вышедших досрочно на пенсию. В зарубежных странах, например, таких как Германия досрочная пенсия доступна только для 3–4 профессиональных групп, а в России количество отраслей и профессий, в которых занятость дает право досрочно выйти на пенсию, достигает 2 тыс. [3, с. 46].

Весьма вероятно, что последствия экономического кризиса и негативной демографической ситуации в России в ближайшие годы потребуют от государства огромных усилий по обеспечению функционирования различных пенсионных систем. Законодательная база пенсионного обеспечения в России имеет сложную и громоздкую структуру, но, к сожалению, она не очень эффективна. Необходимо времени и ресурсов, чтобы усовершенствовать, сбалансировать ее и заставить работать законодательную базу пенсионной системы. Одной из важнейших составляющих последующей работы по совершенствованию пенсионной системы в России должна стать разработка комплексного подхода развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также е решение других вопросов развития пенсионной системы.

Для решения названных проблем, в первую очередь необходимо производить оптимизацию расходов, связанных с деятельностью ПФР РФ, а также внедрить 3-уровневую пенсионную систему, которая буден направлена на персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, распространением социальных программ и ростом социальных расходов страны, в том числе через сохранение пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию во вредных условиях труда, при этом, нужно понимать, что возрастет нагрузка на трудоспособное население. Поэтому комплексный анализ принципов, механизмов и их последствий совершенствования пенсионной системы, основанный на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходе, учет и реализация пенсионных прав, а также оценка социально-экономических последствий через систему социально-демографических и экономических показателей, имеет большое значение [3, с. 45].

Развитие пенсионного обеспечения в России

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

В результате, реализация новых правил позволяет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроенность функционирования пенсионной системы в общую социально-экономическую динамику развития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при некомпенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2022 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е. уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности. Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус