Решения Судов По Досрочным Пенсиям Чернобыльцев

«Граждане, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, отнесены, соответственно, пунктами 6 и 11 части первой статьи 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Согласно части второй статьи 22 Закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение и впоследствии (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона) добровольно переселившимся из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Однако выбор нормы, подлежащей применению в конкретном деле, равно как и разрешение вопроса об изменении условий отнесения граждан к категории детей первого и последующих поколений лиц, подвергшихся воздействию радиации, не относятся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

переселившихся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон.

Ю.С. Ефименко обратился в Володарский районный суд города Брянска с заявлением о признании права на одноразовое улучшение жилищных условий и понуждении к включению в списки граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, не по части третьей статьи 22 Закона, как лица, прибывшего в зоны радиоактивного загрязнения после 1 января 1994 года (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией), а по пункту 7 статьи 17 и по части первой статьи 22 Закона — как лица, выехавшего добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.

По его мнению, теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию, ссылаясь на данное определение КС: «Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, определенного правительством, указана в решении Конституционного Суда. Это вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса».

Таким образом, заметил Суд, в настоящее время право заявителя на получение одновременно двух пенсий им реализовано. В указанных обстоятельствах жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Законом о Конституционном Суде, не может быть принята к рассмотрению.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 1-О от 19 января, в котором разобрался, может ли военнообязанный, который был призван на специальные сборы и направлен для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, претендовать на получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости.

В то же время судья Верховного Суда пришел к выводу о том, что Алексей Подвязников такого права не имеет, поскольку в силу ст. 8 Закона о страховых пенсиях одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону). Возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным законом не предусмотрена.

Тем самым, заметил КС, военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения КС от 17 октября 2006 г. № 395-О и от 26 марта 2022 г. № 689-О).

Содержание

Назначение пенсии лицу подвергшемуся радиации на Чернобыльской АЭС

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 1 февраля 1998 года, применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года N 237-р, с 1 февраля 1998 года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года 1582, и с 21 октября 2022 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2022 года N 1074.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244- 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1) и другими федеральными законами.

Истцом в качестве доказательств заявленных требовании предоставлены суду: копия трудовой книжки(л.д.11-17) Справка 28.06.1993 года № **07 выданная Администрацией г.Новозыбков, Управления организации работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС подтверждающая, что П***Н.М. с 26.04.1986 года по 25.06.1986 года проживала в г. Новозыбкове Брянской области входящего в результате аварии на ЧАЭС в зону отселения(л.д. 10); согласно копии удостоверения серии АЗ № ***841 выданного 16 августа 1993 года Департаментом социальной защиты населения г.Москвы выехавшей добровольно из зоны отселения П*** Н.М. проживавшей 26.04.1986 года по 25.06.1986 года в г. Новозыбкове Брянской области(л.д.9).

Статьями 12 и 56 ГПК РФ установлено, что правосудие г. гражданским делам осуществляется на основе состязательности ; равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановление Конституционного Суда РФ от N 7-П; По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ; О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и в статью 2 Федерального закона; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004

Наряду с другими мерами социальной защиты пункт 1 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1) предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии).

В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 8 статьи 3) была изложена в новой редакции статья 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в которой право инвалидов-чернобыльцев на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размерах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности, было закреплено в пункте 15 ее части первой. Нумерация пунктов части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» названным Федеральным законом была скорректирована также в части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержание которой не претерпело изменений.

Федеральный законодатель, сообразуясь с конституционными нормами и принципами, положил в основу преобразования системы возмещения вреда, причиненного здоровью воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы, критерий равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от нее. Это предполагает не только равный для всех граждан, получавших такое возмещение до 15 февраля 2001 года, запрет уменьшения признанного государством объема возмещения вреда независимо от результатов последующего переосвидетельствования, в том числе в отношении граждан, которым была установлена более низкая группа инвалидности (включая заявителя по настоящему делу), но и равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, если он окажется выше ранее назначенного (например, в случае усиления группы инвалидности), на условиях, которые определены для граждан, впервые обратившихся за установлением данной выплаты после 15 февраля 2001 года.

Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда. При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 7 февраля 2012 года N 1-П).

Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2022 году в санктпетербурге

Если же инвалидность была установлена на определенный срок, то при очередном переосвидетельствовании учреждением медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием соответствующих классификаций и критериев (статьи 1, 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») может быть принято решение об отказе в подтверждении инвалидности либо об изменении группы инвалидности.

Поселок Александро-Невский Новодеревенского района Рязанской области был включен в состав Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, и исключен из состава данного Перечня постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 с 01.02.1998 года.

ПФ же из указанно периода засчитал периоды с 01.09.1987 года по 31.12.1992 года, с 01.01.1993 года по 31.01.1998 года (всего 10 лет 05 месяцев 00 дней) мотивируя тем, что период нахождения К.Н. в отпуске по уходу за ребенком, как период получения пособия по обязательному социальному страхованию, не учитывается, поскольку период работы подтверждается только начислением заработной платы. При этом факт проживания К.Н. в чернобыльской зоне ПФ не брал во внимание, поскольку согласно представленному паспорту дата регистрации К.Н. по месту жительства значилась с 29.04.1992 года.

Согласно записям в трудовой книжке с 22.07.1984 года по 04.12.1984 года она работала на Новодеревенском маслозаводе. Далее с 12.01.1985 года по 10.08.1987 года она работала на Александро-Невском маслозаводе. Далее с 17.08.1987 года по 11.09.2011 года она работала в детском саду № 2.

В качестве доказательства проживания в чернобыльской зоне мы приложили копию медицинской карты К.Н., которая была заведена в 1985 году, и в которой имеются записи об обращении К.Н. за медицинской помощью в спорный период, копию свидетельства о рождении ребенка. Также было решено вызвать в суд нескольких свидетелей.

В данном случае основанием для отказа в установлении пенсии по старости послужило то, что период проживания и работы в р.п. Александро-Невском Александро-Невского района Рязанской области с 26.04.1986 года по 31.08.1987 года — 01 год 04 месяца 6 дней, ПФ не засчитал в стаж работы и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку оспариваемый период не подтвержден начислением заработной платы, следовательно, осуществлением трудовой деятельности, а сведения о регистрации по месту жительства за данный период отсутствуют.

Пенсии и другие выплаты пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС

Пенсии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- законы № 1244-1, №166-ФЗ, №400-ФЗ).

2595 смолян, пострадавших в результате радиационных катастроф получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) через органы ПФР области согласно норм федерального законодательства. Что касается компенсационных выплат, то они устанавливаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения.

Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).

Указанным выше нетрудоспособным членам семьи может быть одновременно установлена пенсия по случаю потери кормильца (по нормам ст.10,17 Федерального Закона № 166-ФЗ) и страховая пенсия по старости, или страховая пенсия по инвалидности, или социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, устанавливаемой в связи со смертью кормильца).

Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.

При таких обстоятельствах, учитывая, что М Л.В. проживала на территории зоны с правом на отселение в период с 30 июня 1986 года по 01 августа 1995 года, она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет (2 года и по одному году за каждые три года проживания) с момента обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о ее назначении.

В соответствии с примечанием к ст. 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Администрацией муниципального образования Арсеньевский район на запрос суда был дан письменный ответ от 17 октября 2013 года №12-198-эк, согласно которому Ма Л.В. действительно проживала на территории Тула-50 (д.Прилепы Стрикинского муниципального образовании Арсеньевского района) в период с 30 июня 1986 года по 01 августа 1995 года.

Ленинском районе г. Смоленска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, установил: -I — МЛ.В. обратилась в суд с иском к ГУ — управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска об установлении юридически; значимого факта (обстоятельства) проживания в зоне с правом на отселение вследствие | . катастрофы на Чернобыльской АЭС в Тула-50 в период с 30 июня 1986 года по 01 августа! . 1995 года и на этом основании признать за ней право на назначение досрочной трудовой I пенсии по старости с уменьшением пенсионного на 5 лет.

По правилам ст. 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Решение суда о назначении пенсии № 02-3782/2022

Выслушав представителя истца Рулева С.Н. по доверенности Китаева В.В., представителя ответчика Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда российской Федерации №3 по г.Москве и Московской области по доверенности Терёшкину К.А., проверив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Рулева С. Н. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

После ухудшения состояния здоровья и освидетельствования во ВТЭК с 2000 года истцу установлена инвалидность по причине «Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», при переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ истцу подтверждена 2-я группа инвалидности во вышеуказанному заболеванию бессрочно. В связи с изменением статуса истца ему было выдано соответствующее удостоверение получившего лучевую болезнь, ставшее инвалидом (п.1 и п.2 ст. 13 вышеуказанного закона). Пенсионными органами истцу назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.

В обоснование своих исковых требований Рулев С. Н. указывает, что он в качестве военнослужащего принимал участие в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, о чем ему было выдано соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором указана категория в соответствии с п.3 ст. 13 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании с п.2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Рулев С. Н. в качестве военнослужащего принимал участие в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, о чем ему было выдано соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец указывает, что после ухудшения состояния здоровья и освидетельствования во ВТЭК с 2000 года ему установлена инвалидность с указанием того, что «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», при переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ истцу подтверждена 2-я крупа инвалидности во вышеуказанному заболеванию бессрочно. В связи с изменением статуса истца ему было выдано соответствующее удостоверение как лицу, получившему лучевую болезнь, ставшему инвалидом; пенсионными органами истцу назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.

В решении об отказе в назначении пенсии ПФР указал, что поскольку Елена на момент аварии на Чернобыльской АЭС училась в другом чистом регионе, а потом работала в Москве, которая тоже является чистым городом, не загрязненным радиацией вследствие аварии на ЧАЭС, то досрочная пенсия в 52 года ей не положена.

  • Поэтому в ходе консультации сначала я анализирую все обстоятельства, связанные с отказом ПРФ.
  • Затем я даю рекомендации, что надо сделать до начала судебного процесса, чтобы выиграть дело и получить деньги за весь период со дня, когда возникло право на пенсию.
  • Отдельно прорабатываем план ведения дела в суде, при необходимости готовимся к допросу свидетелей и заявлению ходатайств об истребовании доказательств.

На самом деле доводы ПФР не основаны на законе. Просто практика показала – если человек действительно проживал в чернобыльской зоне, то он будет обжаловать отказ в назначении пенсии, объяснит и подтвердит все важные обстоятельства и будет получать положенное.

В моей практике были случаи, когда можно было пойти первым путем и обойтись без суда, доказывая право гражданина на досрочную пенсию. Но чаще всего оказывается, что без суда не обойтись, потому что вышестоящее управление ПФР не отменяло решение об отказе в назначении пенсии.

Елена с рождения до 2022 года была прописана в городе Новомосковске Тульской области, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В связи с проживанием в чернобыльской зоне Елена имеет право на льготную досрочную пенсию по старости. В 52 года она подала заявление на назначение пенсионных выплат, но ПФР ей отказал.

Определение Верховного Суда РФ № 9-КГ20-10-К1 от 10 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Читайте также:  Увольнение Инвалида Во Время Мсэ

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 марта 2022 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 10 июля 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Кроме того, суд не дал оценки тому обстоятельству, что при принятии решения о назначении Летюшовой Н.И. страховой пенсии по старости УПФР в Нижегородском районе Нижегородской области в добровольном порядке включил в страховой стаж истца период её работы с 1 января 1991 г. по 6 октября 1994 г.

Учитывая изложенное, решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 февраля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 июля 2022 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2022 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Назначение пенсии лицу подвергшемуся радиации на Чернобыльской АЭС

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- **33/2022 по иску П*** Н*** М*** к Государственному учреждению — Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, понуждении к назначению пенсии.

Истец – П*** Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — 1 «Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г.Москве и Московской области об оспаривании решения, понуждении к назначению пенсии, указав, что обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», решением пенсионного органа от 21.03,2022 года ей отказано в назначении пенсии по старости, в связи с недостижением необходимого возраста. Однако ответчиком неверно определены юридические значимые обстоятельства, решив, что истец обратилась за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 33,37 Закона №1244-1, которые предусматривают пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение. Истец считает, что решение ответчика незаконно в связи с неверным определением зоны проживания истца в период с 26.04.1986 года по 25.06.1986 года в Новозыбкове Брянской области, входящего в результате аварии на ЧАЭС в зону отселения. Согласно удостоверению истца серии АЗ № ***841 от 16 августа 1993 года истец проживала в спорный период в зоне отселения. Полагая свои права нарушенными, истец просила признать незаконным решение ГУ — ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г.Москве и Московской области от 21.03.2022 года № ***5066 об отказе в назначении пенсии по старости, обязать назначить пенсию с 23.01.2022 года; взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом установлено, что 23 января 2022 года П*** Н*** М***, 23 января 19** года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № ***5066 от 21 марта 2022 года П*** Н.М. в назначении досрочной пенсии по старости отказано из-за отсутствия права, поскольку трудовая деятельность П*** Н.М. после 25.06.1986 года проходила на территориях которые не подвергались воздействие ЧАЭС(л.д.8).

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Истцом в качестве доказательств заявленных требовании предоставлены суду: копия трудовой книжки(л.д.11-17) Справка 28.06.1993 года № **07 выданная Администрацией г.Новозыбков, Управления организации работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС подтверждающая, что П***Н.М. с 26.04.1986 года по 25.06.1986 года проживала в г. Новозыбкове Брянской области входящего в результате аварии на ЧАЭС в зону отселения(л.д. 10); согласно копии удостоверения серии АЗ № ***841 выданного 16 августа 1993 года Департаментом социальной защиты населения г.Москвы выехавшей добровольно из зоны отселения П*** Н.М. проживавшей 26.04.1986 года по 25.06.1986 года в г. Новозыбкове Брянской области(л.д.9).

Мужчине не удалось оспорить это решение – суды вышестоящих инстанций указали, что действующее правовое регулирование не предусматривает изменение размера возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности. Кроме того, граждане, которые были признаны инвалидами до 15 февраля 2001 года, не могут сами выбирать способ определения размера выплат.

В 2013 году во время очередного освидетельствования мужчину признали инвалидом III группы, но определять степень утраты трудоспособности не стали. Этим воспользовался орган социальной защиты, который выплачивал Сизову компенсацию, – он обратился в суд с тем, чтобы уменьшить размер выплат. И добился своего – если раньше Сизов получал порядка 15 000 руб., а размер выплаты определялся из среднего заработка с учетом степени утраты трудоспособности, то суд назначил ему компенсацию в размере 2949 руб.

В 1987 году Сизов был «ликвидатором», а уже после распада СССР, в 1997 году, его признали инвалидом III группы с потерей 60% трудоспособности. В 1998 году состояние здоровья мужчины ухудшилось, и его признали инвалидом уже II группы с потерей 90% трудоспособности. Это подтвердили переосвидетельствования в 2003 и 2008 годах.

Тогда Сизов обратился с жалобой в Конституционный суд, который указал: действующее законодательство не предполагает возможности уменьшения компенсаций независимо от результатов последующего переосвидетельствования. Это также касается чернобыльцев, которым была установлена более низкая группа инвалидности.

В передаче по инстанциям кассационных жалоб ему было отказано, но при этом, судья Верховного суда РФ указал, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости, но отметил что Подвязников такого права не имеет, поскольку одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ помог инвалиду, принимавшему в статусе военнообязанного участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, реализовать право на получение двух пенсий — по инвалидности и по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, сообщает пресс-служба КС РФ.

Петроградский районный суд Петербурга в октябре 2022 года отказал в удовлетворении исковых требований ликвидатора к Управлению Пенсионного фонда РФ в Петроградском районе Петербурга о назначении заявителю второй пенсии, посчитав, что Подвязников не относится к инвалидам вследствие военной травмы. Санкт-Петербургский городской суд в апелляционной инстанции оставил решение в силе

Житель Петербурга Алексей Подвязников пожаловался в КС РФ на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 2 части 1 статьи 29 федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Определением, опубликованном на сайте КС РФ, заявителю было отказано в рассмотрении его жалобы, поскольку еще до вынесения решения, он реализовал свое право, признания которого добивался.

Как лицо, пострадавшее в результате радиационных или техногенных катастроф, Подвязников получал пенсию по старости. В 2022 году ему была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Подвязников, полагал, что достигнув возраста в 55 лет, он вправе получать одновременно две пенсии, но ему оставили только пенсию по инвалидности. В пенсионном фонде ему сообщили, что получение двух таких пенсий предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является только военная травма. Подвязников обратился в суд.

Досрочная пенсия по Чернобыльской зоне

Здравствуйте! В настоящее время есть справка, которая заменяет удостоверение Чернобыльца, с 1970г и в момент взрыва 26.04.1986г и до 01.09.1989г проживала, училась на очном отделении и была прописана в Зоне с льготно-социальным статусом (Брянская обл). Мне сейчас 49 лет. Имею ли я право на досрочную пенсию и во сколько лет мне можно уходить на пенсию, объясните подробно пожалуйста. Спасибо за понимание.

При чем в этом перечне нет такой льготы как — обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один ра. т.е. льготы на получение жилищного сертификата для приобретения жилья за счет федерального бюджета, к примеру такая льготы есть у инвалидов ЧАЭС по статьей 14 закона:

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Дело № 38-В09-1

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об отказе в удовлетворении иска, судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда пришла к выводу о том, что Зайцеву Д.А., как постоянно проживавшему в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года на территории, имеющей статус зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости может быть назначена с уменьшением возраста выхода на пенсию только на 2 года (первоначальная величина). По мнению суда кассационной инстанции право на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения Зайцев Д.А. не имеет, поскольку в период с 1 февраля 1998 года по 30 марта 2000 года он проживал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а затем, в том числе на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (4 апреля 2003 года) — в г. [скрыто].

Статьи 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Читайте также:  В Чем Разница Между Постоянной И Временной Регистрацией Гражданина Казахстана

Таким образом, положения статей 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с положениями части первой ст. 13 того же Закона и п. 2 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15

проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ — к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, А.А., *** года рождения, с 16.08.1990 г. по 01.12.1997 г. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части 25851, в указанный период времени проживал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный (Тула-50)), в пределах зоны с правом на отселение, имеет соответствующие удостоверения.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Рулев С. Н. в качестве военнослужащего принимал участие в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, о чем ему было выдано соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец указывает, что после ухудшения состояния здоровья и освидетельствования во ВТЭК с 2000 года ему установлена инвалидность с указанием того, что «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», при переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ истцу подтверждена 2-я крупа инвалидности во вышеуказанному заболеванию бессрочно. В связи с изменением статуса истца ему было выдано соответствующее удостоверение как лицу, получившему лучевую болезнь, ставшему инвалидом; пенсионными органами истцу назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.

Рулев С. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился ДД.ММ.ГГГГ в клиентскую службу «Жулебино» ГУ – ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пп.1 п.3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года №1466-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ст. 29 и ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и др. условиями труда (ст. 30) , работникам летно-испытательного состава (ст. 31) , иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях ст. 32 названного Федерального закона , к которым истец не относится.

Решение суда чернобыльцев 2022

Члены семьи чернобыльца имеют право на скидку в 50% на оплату услуг ЖКХ. Их обслуживают вне очереди в аптеках, поликлиниках. Льготники могут получить право на улучшение условий проживания без очереди и трудовые льготы – в случае сокращения штата, их увольняют последними.

индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год»:ежемесячные, ежегодные и единовременные компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно приложениям N 1 и 2;

  • Ну и плюс — тем гражданам, у которых кроме чернобыльских льгот были еще какие-то другие соцгарантии, предложили выбрать какой-то один вид льгот.
  • Чтобы добиться возвращения своих льгот, чернобыльцы массово устраивали по всей стране акции протеста, а 50 народных депутатов обратились по этому поводу в Конституционный суд Украины.
  • Вердикт Конституционного Суда стал известен 17 июля 2022 года.
  • В нем сказано, что суд признал незаконным урезание льгот чернобыльцам, которое произошло в конце 2022 года.
  • По решению Суда положения о сокращении льгот теряют силу, поскольку льготы, компенсации и гарантии являются особой формой возмещения ущерба.

Целевым назначением данного вида выплат является компенсация негативных последствий для здоровья, зафиксированных по причине вредного воздействия факторов техногенного и радиационного характера. При этом в большинстве случаев выплаты назначаются и гражданам, которые находились в радиусе возможного поражения, но негативные последствия для здоровья фактически выявлены не были.

Помимо материальных субсидий, дети и семьи вправе рассчитывать на иные льготы: скидка в 50% на оплату счетов по ЖКУ, компенсации при покупке топлива тем, кто живет далеко за городом, вне очереди предоставляются квартиры по договору аренды, зачисление в детские сады и школы вне очереди.

Подтверждать их пришлось в суде. Истец рассказал, что в то время не только работал в различных строительных организациях, которые находились на загрязненной территории, но и проживал там со своей семьей. Все это ему удалось подтвердить записями в трудовой книжке, военном билете истца, архивными документами, копиями домовой книги и иными письменными доказательствами и свидетельскими показаниями.

Истец заявил, что ранее чиновники отказали ему в заявлении на уменьшение пенсионного возраста. Гражданин считает, что он имеет такое право, поскольку с 1989 по 1992 годы проживал и работал в населенных пунктах Орловской области, включенных в зону с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако ему ответили отказом, посчитав, что «факты работы и проживания заявителя в спорные периоды документально не подтверждены».

Для суда этого оказалось достаточно. Он счел доказанным факт проживания истца на загрязненной территории, что дает право на оформление пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года. Решение районного суда было обжаловано в апелляции, но областная судебная коллегия оставила его без изменений.

Таким образом, оспариваемая норма не ущемляет права военнослужащих-инвалидов-чернобыльцев, не обратившихся за возмещением вреда здоровью до вступления оспариваемого закона в силу, поскольку не препятствует назначению им ежемесячных денежных компенсаций, исчисленных исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Конституционный Суд постановил, что при таком конституционно-правовом истолковании оспоренное положение части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречит Конституции Российской Федерации.

Изучив жалобу И.В. Рузайкина, Конституционный Суд пришел к выводу, что выплата неполученных денежных компенсаций за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, исчисленных исходя из денежного довольствия, не связана с фактом подачи соответствующего заявления именно в течение этого периода. Выплата компенсаций (исходя из денежного довольствия, а не в твердой сумме) должна осуществляться как тем гражданам, которые обратились с заявлениями о назначении таких выплат до вступления в силу закона от 12 февраля 2001 года, так и тем, которые обратились после вступления закона в силу.

Изменения, внесенные в упомянутый закон в 2001 году, гарантировали пострадавшему от излучения эти ежемесячные выплаты. Но получать он их стал в твердой сумме. Право выбора между старым и новым вариантом расчета выплат приобрели лишь те инвалиды, которые обратились с заявлением до дня вступления в силу закона. Рузайкин сделал это позже, и его доплаты к пенсии составили 2500 рублей в месяц — в два раза меньше возможного.

Рузайкин полагает, что установление ему фиксированных ежемесячных компенсаций привело к ухудшению его материального положения. Он также лишился признанного за военнослужащими и гарантированного Конституцией права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью.

Правовые отношения граждан в этой сфере регулирует несколько нормативных правовых актов. Во-первых, это Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» №1244-1 от 15.05.1991. Во-вторых, некоторые нормы (об исчислении размера трудовых пенсий) из ФЗ №173 «О трудовых пенсиях».

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

  • на оздоровление (носит ежемесячный характер) — 260 руб.;
  • компенсирующие проезд;
  • при переезде каждый член семьи получает единовременную выплату в размере 1120 руб.;
  • при утрате имущества происходит его компенсация. Стоит отметить, что компенсировать могут жильё, домашнее имущество, урожай и сельскохозяйственных животных.

Статья 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, при наличие стажа не менее 5 лет выход на пенсию по старости уменьшается на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работ в указанной зоне, но не более 3 лет в общей сложности, т.е. не раньше 57 лет для мужчин и 52 лет для женщин.

От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус