Учет библиотечного фонда в бюджетных учреждениях в 2021 в казахстанеи казахстане году

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

– до выделения субсидий из соответствующего бюджета образовательные учреждения должны руководствоваться нормами приказа Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». Если же учреждению будут выделены субсидии – строить систему бухучета будет необходимо в соответствии с приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», но в рамках Единого плана счетов. Остановимся на организации бухгалтерского учета подробнее.

При поступлении библиотечного фонда активы необходимо принять к учету по сформированной стоимости с отражением в учете особо ценного и иного движимого имущества. Перечень такого имущества устанавливает главный распорядитель. При этом, если Инструкция № 162н для отражения библиотечного фонда предусматривает счет 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения», то в Инструкции № 174н применяются счета: 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения», 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения».

Прежде всего отмечу, что деятельность библиотек в настоящее время регулируется: Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов…», приказом Минкультуры России от 2 декабря 1998 г. № 590 «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда».

Активы, составляющие библиотечный фонд, за исключением периодических изданий, принимаются к учету в качестве основных средств с применением счета 101 07 «Библиотечный фонд» Единого плана счетов. Для учета периодических изданий, приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, следует использовать счет 23 «Периодические издания для пользования».

Итак, в соответствии с действующими нормами библиотека образовательного учреждения на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством РФ. Объектами учета библиотечного фонда являются документы, поступающие в библиотеку и выбывающие из нее, независимо от их вида и материальной основы. При этом бухучет библиотечного фонда организуется на основании общих требований, установленных Единым планом счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н) с учетом следующих особенностей:

Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

  • баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
  3. сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  4. сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  5. сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
  6. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
  9. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).
  • консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
  • отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
  • баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
  • консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
  • консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).
  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.

На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

Читайте также:  Разбаловка Артек

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

4. При проведении учета библиотечного фонда количество документов, за исключением газет и АВД, измеряются основной единицей — экземпляр.
Единицей измерения количества газет является годовой комплект, составляющий совокупность номеров (выпусков) газет за год.
Единицами измерения количества АВД является:
для магнитной фонограммы — кассета, катушка, бобина;
для грампластинок — диск;
для диафильма — рулон;
для диапозитивов и кинофонодокументов — комплект.
5. Учет библиотечного фонда осуществляется путем проведения учета поступлений документов и суммарного учета документов.
6. Учет поступлений библиотечных документов включает в себя следующие процедуры:
1) прием документов.
В ходе приема библиотекой документов, поступивших с сопроводительным письмом или по почте или полученных в дар нарочно, осуществляется сверка на наличие дефектов и (или) расхождений сведений, указанных в сопроводительном письме (при наличии).
При отсутствии дефектов и (или) расхождений, документ принимается для использования в библиотеке и составляется акт о приеме документов по форме, согласно приложению 1 к настоящей Инструкции. Акт о приеме документов составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта остается в подразделении библиотеки, осуществляющем комплектование документов, другой экземпляр передается в бухгалтерию библиотеки.
При обнаружении дефектов у документа, полученного в дар нарочно, документ не принимается, у документа, поступившего с сопроводительным письмом или по почте составляется акт о дефектах по форме, согласно приложению 2 к настоящей Инструкции. Акт о дефектах составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта остается в библиотеке, другой экземпляр направляется в обратный адресат с уведомлением о не возможности принятия документов в связи с обнаруженными расхождениями, дефектами;
2) техническая обработка документов, которая включает в себя наклеивание контрольного листка с указанием сроков возврата и ярлыка на лицевой стороне документа с указанием шифра документа;
3) индивидуальный учет осуществляется путем внесения сведения о поступившем документе в Инвентарную книгу, по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции, присвоения документу и проставления на документе инвентарного номера, печати библиотеки.
7. Инвентарный номер присваивается каждому поступившему документу, за исключением брошюры объемом менее 48 страниц и периодического печатного издания.
8. Присвоенный инвентарный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в библиотечном фонде и не подлежит изменению, исправлению и исключению.
9. После присвоения инвентарного номера, проставляются на лицевой стороне титульного листа документа печать библиотеки и над печатью инвентарный номер.
10. Поступившие брошюры объемом менее 48 страниц учитываются путем составления акта о приеме документов, указанного в подпункте 1) пункта 6 настоящей Инструкции, а периодические печатные издания учитываются путем составления регистрационной карточки периодического печатного издания по форме, согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.
11. Суммарный учет всех видов документов, поступающих или выбывающих из библиотечного фонда библиотеки, производится партиями по одному сопроводительному документу (счет фактура, накладная, акт).
Суммарный учет включает в себя сбор сведений о составе и величине библиотечного фонда обо всех происходящих в нем изменениях по итогам квартала, календарного года, формой суммарного учета является Книга суммарного учета по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.

1. Настоящая Инструкция по учету и списанию библиотечного фонда государственных библиотек (далее – Инструкция) детализирует процесс учета и списания библиотечного фонда государственных библиотек, путем учета поступления документов, списания библиотечного фонда.
2. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) аудивизуальный документ (далее – АВД) – документ, содержащий изобразительную, звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических и электронных средств;
2) печатное издание – издание (книги, брошюры), имеющее обложку, переплет, содержащее произведение (комплекс произведений) письменности, изоискусства, музыки, картографии, которое предназначено для передачи сведений и (или) образов читателю (абоненту) с целью воздействия на него, прошедшее редакционно-издательскую подготовку и обработку;
3) библиотечный фонд государственных библиотек (далее библиотечный фонд) – упорядоченная совокупность документов, формируемая библиотекой для хранения и предоставления во временное пользование читателям и абонентам;
4) периодическое печатное издание – газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца.
3. Учету и списанию библиотечного фонда подлежат печатные издания, периодические печатные издания, а также АВД (далее-документы).

В соответствии с подпунктом 35-5) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по учету и списанию библиотечного фонда государственных библиотек.
2. Департаменту по делам культуры и искусства Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление копий настоящего приказа для официального опубликования в информационно-правовой системе «Әділет» и периодическом печатном издании на электронном носителе с приложением бумажного экземпляра, заверенного гербовой печатью, для внесения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде, удостоверенных электронной цифровой подписью лица, уполномоченного подписывать настоящий приказ, с приложением бумажного экземпляра, заверенного гербовой печатью;
3) после официального опубликования размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан;
4) представление в Департамент юридической службы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта в течение десяти рабочих дней со дня исполнения мероприятиий.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

12. Документы, за исключением документов из редкого фонда библиотеки, списываются:
1) в случаях ветхости и дефектности (документы, пришедшие в непригодное для использования состояние и не подлежащие ремонту и реставрации), устарелости по содержанию (документы, утратившие свою актуальность, научную, культурно-историческую значимость, познавательную и производственную ценность, не пригодные для практического пользования) путем утилизации на основании акта о списании документов по форме, согласно приложению 6 к настоящей Инструкции;
2) в случаях дублетности (не используемые излишние, избыточные экземпляры документов), непрофильности (документы, не соответствующие профилю библиотеки) путем безвозмездной передаче другой государственной библиотеке на основании акта о списании документов. Передача осуществляется путем подписания акта о приеме — передач документов по форме, согласно приложению 7 к настоящей Инструкции в двух экземплярах: один экземпляр остается в библиотеке, другой передается принимающей государственной библиотеке;
3) в случае повреждения при чрезвычайных ситуациях (аварии, стихийного бедствия, пожара и других) на основании документов соответствующих государственных органов;
4) в случае утери путем составления акта об утере документов по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции.

Настоящий акт составлен «___» ____________ 20 ___ год в двух
экземплярах в составе:
1) _________________________________________________________________;
2) _________________________________________________________________,
( с участием сотрудника, ответственного за прием документов и
руководства библиотеки)
о том, что в библиотеку принимаются следующие документы:

Причины Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 Году

5. ограничения по стоимости отсутствуют: вне зависимости от стоимости – при введении в эксплуатацию библиотечный фонд не выбывает на забалансовые счета (единственное: при стоимости до 40000 рублей амортизация списывается в размере 100 процентов при введении в эксплуатацию, при стоимости более 40000 рублей – придерживаясь принятых норм амортизации);

Сформировано кап. вложение в основное средство, включающее пока сумму затрат на оплату только самого основного средства. Но на доставку приобретаемого нефинансового актива были понесены затраты, которые необходимо включить в первоначальную стоимость. Оформим поступление услуг по доставке. Найти этот документ можно:

Такие правила следуют из пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письмах Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 02-04-10/1464, от 16 апреля 2012 г. № 02-04-10/1305. Данные письма рассматривают вопрос о металлоломе. Несмотря на это их положения можно распространить и на макулатуры, поскольку и макулатура, и металлолом являются материальными запасами.

Списание исключенных объектов библиотечного фонда, учитываемого единым инвентарным объектом, не является основанием для его разукомплектации. Экономически более обоснованным в данном случае будет принятие решения о частичной ликвидации основного средства.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

О казахстанском бюджете на 2021-2023 годы

Традиционно наибольший удельный вес в расходах бюджета в трехлетнем периоде составляют расходы социальной сферы – 23 трлн. тенге, из них на 2021 год – 7,0 трлн. тенге или 50,4% от общего объема расходов с увеличением на 393 млрд. тенге к уровню текущего года. К 2023 году этот показатель составит 61,6%.

— завершение среднего ремонта участка автодороги областного значения в Акмолинской и Атырауской областях, строительство радиальной дороги к БАКАД в Алматинской области, автомобильных дорог районного значения в Мангистауской области, реконструкция и развитие автодорог в Западно-Казахстанской области и в г. Алматы в общей сумме 6,7 млрд тенге, в том числе в 2021 году – 4,6 млрд тенге;

Читайте также:  Что За Справка Об Обременении

Основные факторы роста: индексация социальных выплат (пенсий, пособий); повышение заработной платы педагогов и врачей; взносы государства в Фонд социального медицинского страхования в связи с увеличением средней заработной платы и численности лиц, которые входят в 15 категорий.

На поддержку и развитие реального сектора экономики, связанные с привлечением частных инвестиций, развитием дорог местного значения, обеспечением питьевой водой сельских населенных пунктов, жильем малообеспеченных многодетных семей, газификацией центральных и северных регионов страны в среднесрочном периоде по данному направлению предусмотрено 3,1 трлн. тенге, из них на 2021 год – 1,6 трлн. тенге или 12,1% к общим расходам бюджета.

На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности, обеспечение защиты населения и устойчивости управления в кризисных ситуациях на трехлетний период предусмотрено 3,4 трлн тенге, из них на 2021 год – 1 343 млрд тенге, на 2022 год – 1 109 млрд тенге, на 2023 год – 1 000 млрд тенге.

Учет библиотечного фонда по новым правилам

Согласно п. 220 Инструкции № 157н при определении размера ущерба, причиненного хищениями, потерями от порчи материальных ценностей, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. Но в п. 86 Инструкции № 162н отмечено, что суммы выявленных хищений, потерь от порчи имущества, отнесенные на виновных лиц, отражаются по текущей оценочной стоимости. Она определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) упомянутых активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н).

При этом по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в 1 – 9-ю амортизационные группы, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп.

В казенных учреждениях библиотечный фонд, за исключением периодических изданий, входящих в его состав, учитывается на счете 0 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения» (п. 5 Инструкции № 162н, ч. 3 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (приложение к Письму Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Дебет счета 1 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (1 109 60 271, 1 109 70 271, 1 109 80 271)

Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды), могут в соответствии с принятыми положениями учетной политики объединяться учреждением в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (п. 10 СГС «Основные средства»).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В части ведения бухгалтерского учета библиотечного фонда учетной политикой на 2021 год могут быть предусмотрены следующие положения:— введение в Рабочий план счетов дополнительных аналитических кодов (разрядов) к счетам 0 101 08 000 и 0 104 08 000 в целях обособленного учета объектов библиотечного фонда;— ведение библиотечного фонда на одной или нескольких инвентарных карточках;— критерии существенности при принятии решения об объединении объектов библиотечного фонда в один инвентарный объект;— порядок определения стоимостных оценок библиотечного фонда, полученного в рамках необменных операций;— способ начисления амортизации объектов библиотечного фонда.

5.7.2. Списанные объекты, исключенные из библиотечного фонда по причине непрофильности, передаются по решению библиотеки в обменный фонд в целях дальнейшей передачи на безвозмездной основе некоммерческим, а также государственным коммерческим организациям или для реализации юридическим и физическим лицам. Невостребованные или нереализованные в течение шести месяцев с даты списания документы могут передаваться на безвозмездной основе юридическим и физическим лицам либо направляться в пункты вторичного сырья.

В сформированном комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов акте указываются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов, и перечень мероприятий по исполнению решения о списании, отметка о результатах проведенных мероприятий (оформляется на основании утвержденного акта и документов, подтверждающих их утилизацию в качестве вторичного сырья, передачу, уничтожение и т.п.), в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в акте, с целью дальнейшего их использования.

  • Дайджест № 62: новости для тех, кто на УСН
  • Дайджест № 61: проверьте себя
  • 5 главных изменений за февраль. Обзор для бухгалтера бюджетной сферы
  • Дайджест № 60: новое о налоге на прибыль
  • Дайджест № 59: новые меры поддержки МСП
  • Забалансовые счета бюджетных учреждений: разберем «по полочкам»

Может ли быть выделено в составе библиотечного фонда особо ценное движимое имущество? Никаких законодательных ограничений на это нет. В составе библиотечных фондов вполне могут быть редкие уникальные издания, которые по решению учредителя могут быть отнесены к категории особо ценного движимого имущества. В частности, возможность выделения ОЦДИ в составе библиотечного фонда предусмотрена 18 в Приказе № 1077.

Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды), могут в соответствии с принятыми положениями учетной политики объединяться учреждением в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (п. 10 СГС «Основные средства»).

В группах доходов также изменились названия и дополнили перечни. В основном новшества затронули только 100-ю аналитическую группу подвидов доходов. К примеру, название статьи 110 «Налоговые доходы» изменилось на «Налоговые доходы и таможенные платежи». Соответственно, кроме налоговых доходов, тут будут учитывать таможенные пошлины, сборы и иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством.

Объекты библиотечного фонда принимаются к учету по их первоначальной стоимости, то есть в сумме фактических вложений в их приобретение с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС) (п. 47 Инструкции N 157н).

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 54 Инструкции N 157н для бухгалтерского учета объектов библиотечных фондов предназначена Инвентарная карточка группового учета основных средств. Формы первичных учетных документов, применяемых организациями госсектора, и методические указания по их заполнению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2021 N 52н (далее — Приказ N 52н, Методические указания).
Согласно Методическим указаниям для объектов библиотечных фондов открывается одна Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504032)). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой. В свою очередь, сотрудниками библиотеки ведется «внутрибиблиотечный» учет всех документов, входящих в состав библиотечного фонда*(1).
Отметим, что ведение библиотечного фонда на одной или нескольких инвентарных карточках определяется положениями учетной политики учреждения. При определенных условиях библиотечные фонды могут быть объединены в один инвентарный объект. Данное решение принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия) и оформляется соответствующим актом*(2).
Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинанасовых активов осуществляется, в частности, при частичной ликвидации (разукомплектации) объекта (п. 19 СГС «Основные средства», п. 27 Инструкции N 157н).
Отметим, что действующее законодательство РФ не содержит понятия «разукомплектация». В то же время на практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. В результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов. Такой смысл заключен и в абзацах 12, 13 п. 12 Инструкции N 174н.
В свою очередь, при частичной ликвидации списывается (выбывает) только определенная часть (составляющая) без полного разбора самого объекта, с соответствующим уменьшением его первоначальной (балансовой) стоимости на стоимость выбывающей части (абзац 14 п. 12 Инструкции N 174н).
По своему экономическому смыслу операции по списанию нескольких предметов библиотечного фонда, учитываемого единым инвентарным объектом, больше отвечают признакам частичной ликвидации основного средства, нежели разукомплектации.
Таким образом, поскольку в учреждении возникла необходимость списания отдельных предметов библиотечного фонда по причине физического, морального износа, при этом единый объект основных средств (условно — «Библиотечный фонд ХХХХ года») не подлежит списанию, то может быть принято решение о частичной ликвидации основного средства.
Порядок документального оформления частичной ликвидации объектов основных средств Приказом N 52н не урегулирован, соответственно, его необходимо разработать в учреждении и закрепить в учетной политике (п. 6 Инструкции N 157н)*(3). Документы, разработанные и утвержденные учреждением для подобных операций, будут являться дополнительными документами, отражающими основания и порядок проведения частичной ликвидации библиотечного фонда и изменения его первоначальной (балансовой) стоимости.
Основанием же для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия объектов библиотечного фонда является Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) (далее — Акт о списании (ф. 0504144), составляемый Комиссией при оформлении решения о списании таких объектов (п. 2 Методических указаний)).
Если в соответствии с законодательством решение о списании имущества требует согласования с собственником имущества (с уполномоченным им органом власти), Акт о списании (ф. 0504144) принимается к учету только при наличии указанного согласования.
В сформированном Комиссией Акте о списании (ф. 0504144) отражается информация о стоимости и количестве исключаемых объектов, а отметка об изменении стоимости библиотечного фонда в связи с выбытием отдельных предметов библиотечного фонда на основании Акта о списании (ф. 0504144) отражается в разделе 2 Инвентарной карточки (ф. 0504032)*(4). Таким образом, органу, исполняющему функции и полномочия собственника имущества, будет видно, по какой причине изменилась первоначальная (балансовая) стоимость библиотечного фонда, и в каком размере.
Списание библиотечного фонда, в том числе по причине физического, морального износа объектов учета, отражается в порядке, предусмотренном п. 12 Инструкции N 174н. В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов.
1. При стоимости объектов библиотечного фонда до 40 000 (100 000)*(5) рублей включительно:
Дебет 0 104 Х8 411 Кредит 0 101 Х8 410
— отражено списание выбывших объектов библиотечного фонда в сумме 100% начисленной амортизации.
2. При стоимости библиотечного фонда более 40 000 (100 000)*(5) рублей:
Дебет 0 104 Х8 411 Кредит 0 101 Х8 410
— отражено списание выбывших объектов библиотечного фонда в части начисленной амортизации;
Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 Х8 410
— отражено списание выбывших объектов библиотечного фонда в части остаточной стоимости.
Обратите внимание! При изменении стоимости библиотечного фонда, учитываемого в составе особо ценного движимого имущества, необходимо провести корректировку по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в порядке п. 116 Инструкции N 174н.

Читайте также:  Уступка Прав По Договору Аренды Гаража Первоочередное

Учет библиотечного фонда — это комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по правилам, установленным законодательством. На его основе формируется отчетность библиотеки, в том числе для государственного статистического учета, планирование деятельности, обеспечение сохранности фонда, контроль за наличием и движением документов.

Также применяются и дополнительные единицы учета, например метрополка, подшивка, единица памяти данных (для электронных документов). Учет документов в библиотеке осуществляется в регистрах суммарного и индивидуального учета.Регистры индивидуального учета – это регистрационная книга, карточка регистрации на определенный вид документа для газет, журналов, других видов документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов.

метод уменьшаемого остатка, при использовании которого годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

Согласно п. 22 Инструкции N 25н учет выбытия библиотечных фондов осуществляется на счете 101 07 000 «Библиотечный фонд», так как их относят к объектам основных средств. Учет ведется в рублях и копейках. В соответствии с п. 43 Инструкции N 25н библиотечные фонды не являются амортизируемым имуществом.

Подписчиков нашего журнала (учреждения МВД) интересуют вопросы, связанные с учетом библиотечного фонда, в частности его списание. Поэтому рассмотрим, какими нормативными актами следует руководствоваться бухгалтерам данных учреждений при списании библиотечного фонда, а также особенности его документального оформления и бюджетного учета.

  • DEAR (Drop everything and read) – ежедневная 20-минутная перемена, в течение которой все учащиеся и сотрудники школы бросают свои дела ради чтения;
  • READx – интересные люди встречаются с детьми и рассказывают о своих любимых книгах;
  • 123 – на протяжении 30 дней учащиеся каждый день в течение 20 минут читают книгу и 3 минуты пишут заметку о прочитанном, делают запись в регистрационной карточке и ежедневно получают печать библиотекаря.

«Будущее всё равно наступает, и придётся меняться. Понятно, что библиотека – это один из консервативных видов, но даже консервативные библиотеки, допустим в США, – это центры повышения компетенции. В Канаде в библиотеках можно и спортом позаниматься, и на швейной машинке пошить, и книжку почитать. Там это комьюнити-центры социально-культурного характера», – добавил Мирас Шекенов.

Библиотеки, по его мнению, нужно преобразовать в современные социально-культурные центры притяжения населения за счёт государственно-частного партнёрства. К примеру, власти бы предоставили помещения и книжный фонд, а бизнес открыл бы там кофейни, организовывал виртуальные библиотеки и другие проекты, на которых мог бы заработать.

«Создание электронных ресурсов не может быть самоцелью. Новые технологии предлагаются пользователю не вместо, а вместе с традиционными формами обслуживания. Современные библиотеки обретают собственное уникальное место в системе цифровых коммуникаций. Вхождение библиотек в цифровую среду будет способствовать повышению интеллектуального потенциала населения и популяризации казахстанской науки и культуры», – заключили в Минкульте.

«Согласно данным Министерства культуры, только на техническую поддержку портала ежегодно выделяется 90 млн тенге. Однако в настоящее время оцифровано только около 1,5 млн книг из 112 млн изданий. Это всего 1,3% от общего объёма библиотечного фонда», – сказал Рыскали Абдикеров.

Библиотечный фонд в 2021 году на каком счете в бюджете

– в соответствии с пунктом 12 Постановления № 759 подписчик может отказаться от исполнения договора подписки до передачи очередного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, при этом подписчику выплачивают цену подписки недополученных экземпляров.

Федеральный закон № 325-ФЗ ввел новшество. Организации будет разрешено менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет. С такой периодичностью можно будет переходить как с нелинейного метода на линейный, так и наоборот — с линейного на нелинейный.

Согласно п. Регистрами суммарного учета признаются книга суммарного учета библиотечного фонда, листы суммарного учета библиотечного фонда, журнал. Допускаются различные модификации книги суммарного учета. Согласно таким изменениям скорректированы правила списания объектов библиотечного фонда. Бухгалтерский учет предметов библиотечного фонда ведется:. Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.

  1. Добавлен счет 0 106 33 000 «Вложения в непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения».
  2. Введена группа счета 0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента» и аналитические счета к ней: 0 106 91 000 «Вложения в основные средства в концессии» и 0 106 93 000 «Вложения в непроизведенные активы в концессии».
  3. Группа счета 40 была переименована. Вместо старого названия «Вложения в предметы лизинга» теперь используется наименование «Вложения в объекты финансовой аренды».
  • до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • от 3 000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Обзор поступивших и измененных документов (июнь 2021 года)

Пунктом 4 статьи 2 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» от 3 июля 2020 года № 359-VI (далее — Закон), утверждено, что:

Правила представления талона о прохождении государственного контроля разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса в целях определения даты совершения облагаемого импорта и устанавливают порядок представления талона о прохождении государственного контроля, выдаваемого структурными подразделениями территориального подразделения Пограничной службы КНБ РК.

3) перечень отдельных товаров, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года, и размеров таких ставок, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2016 г. № 36;

по внедрению и использованию субъектом деятельности в сфере промышленности (или его дочерним обществом) системы автоматизированного проектирования (геометрического моделирования, конструирования, расчета деталей и узлов), включающей в себя специальное программное обеспечение, требующее заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, на не менее чем 50 процентов рабочих мест инженеров-конструкторов;

Платежные организации, созданные и (или) реорганизуемые в организационно-правовую форму товарищества с ограниченной ответственностью, обязаны до 1 июля 2021 года привести размер уставного капитала в соответствие со статьей 15-1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах».

Как списать библиотечный фонд в бюджетном учреждении в 2021 году

То, какие именно проводки нужны, определяется инструкцией, разработанной Минфином для конкретного типа учреждений (п. 48 Инструкции). Если говорить конкретно о бюджетных учреждениях, то нужно ориентироваться на план счетов, прописанный в Инструкции по приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

В соответствии с определением, приведенным в статье 1 Закона № 78-ФЗ: библиотечный фонд – совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Согласно положениям п. 8 Инструкции N 2488 учет многоэкземплярных документов (учебников, учебных пособий, справочников, словарей и других изданий), предназначенных для использования обучающимися в учебном процессе, осуществляется безынвентарным способом. При таком методе учета предусматривается суммарная запись документов по названиям, стоимость их относится на баланс библиотеки.

В соответствии с п. 54 Инструкции N 157н для бухгалтерского учета объектов библиотечных фондов предназначена Инвентарная карточка группового учета основных средств. Формы первичных учетных документов, применяемых организациями госсектора, и методические указания по их заполнению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2021 N 52н (далее — Приказ N 52н, Методические указания).

Если библиотека имеет статус бюджетного или автономного учреждения, следует предусмотреть порядок отнесения библиотечного фонда к особо ценному движимому имуществу или иному движимому имуществу и особый порядок списания особо ценного движимого имущества.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус