Фз 217 с 2021г -ширина аллеи в снт -заросли на аллеях кто в ответе

Одновременно с принятием решения о выполнении комплексных кадастровых работ, общее собрание должно определить лицо, которое будет без доверенности действовать от имени членов товарищества и лиц, которые членами товарищества не являются: при заключении договора подряда на выполнение таких работ, организации выполнения работ в качестве их заказчика, представлении интересов садоводов в составе согласительной комиссии.

Общее собрание членов товарищества получает право принимать решения о выполнении в границах территории садоводства или огородничества комплексных кадастровых работ. Финансироваться данные работы будут не за счет муниципалитета, а за счет самих садоводов.

23 марта 2021 года вступят в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 217-ФЗ) Федеральным законом от 22.12.2020 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  1. Решения общего собрания членов товарищества о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица должны будут приниматься квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества (ч. 2 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2021 года).
  2. При принятии решения о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица в голосовании принимают участие собственники земельных участков, расположенных на территории СНТ, которые не являются членами товарищества (ч. 3 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2021 года).
  3. В случае включения в повестку общего собрания членов товарищества вопроса о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица, лица, не являющиеся членами СНТ уведомляются о проведении общего собрания членов товарищества в порядке, установленном для уведомления членов товарищества (ч. 16 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2021 года).
  4. 5. По вопросу о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица, проведение заочного голосования не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования (ч. 22 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2021 года).
  5. В случае, если при проведении общего собрания членов товарищества, по вопросу о выполнении комплексных кадастровых работ, такое общее собрание членов товарищества не будет иметь кворума, в дальнейшем решение такого общего собрания членов товарищества по может быть принято путем проведения очно — заочного голосования (ч. 23 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2021 года).
  6. Решение общего собрания членов товарищества по вопросу о выполнении комплексных кадастровых работ является обязательными для исполнения органами товарищества, членами товарищества, а также лицами, которые членами товарищества не являются (ч. 27 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2021 года).

Для оформления ЗОП в собственность дачников предварительно потребуется провести межевание садоводческого товарищества. Стоимость работ придется делить между садоводами. Поэтому даже бесплатная передача земли все равно будет связана с определенными расходами.

До тех пор, как в 2019 году вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, ЗОП на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам ЗОП предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.

  • Недвижимым имуществом общего пользования считаются линии электропередач, трубо- и газопроводы, котельные, склады, посты охраны и т.д.
  • Движимое имущество — это вся техника и вещи, используемые для общих нужд товарищества. Например, газонокосилка, мотопомпа или трактор.

После того, как ЗОП перейдут в долевую собственность садоводов, новые собственники смогут:

  • сдавать земли в аренду;
  • возводить на них объекты общей инфраструктуры СНТ (детские и спортивные площадки, зоны отдыха, контейнеры для сбора мусора и т.д.).

Однако делать это разрешается только при условии согласия всех собственников земель. Использовать ЗОП не по целевому назначению запрещается. Также садоводы не имеют права:

  • расширять площадь индивидуальных земельных участков за счет ЗОП;
  • устраивать незаконные свалки мусора, строительных материалов и других отходов на землях общего пользования;
  • перекрывать въезд воротами и шлагбаумами для других членов СНТ;
  • самовольно устанавливать торговые объекты, хозпостройки и другие помещения для оказания платных услуг без согласования с остальными собственниками.

    Сегодня на землях СНТ создаются целые коттеджные поселки, где на каждом участке имеются жилые дома. Пункт 12 статья 54 Федерального закона № 217 позволит поменять статус земли на «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием под ИЖС, если будут выполнены условия:

    С 2019 года вступил в действие новый Федеральный закон о дачах № 217-ФЗ (принятый от 29.07.2017 г.), направленный на урегулирование ситуаций и споров вокруг земельных участков в садоводческих и огороднических товариществах, который предписывает новое изменение создания и действия ТСН (товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ и ОНТ. Рассмотрим, что нового предусматривает 217-ФЗ, c изменениями и комментариями к закону.

    Но тут следует учитывать и другую сторону вопроса. Земли СНТ и ИЖС облагаются по разным ставкам налога. Причем второй из них значительно выше. Поэтому прежде, чем решать вопрос о переводе земель в ИЖС, следует обратить внимание на это. К тому же, если ранее этим озадачивались с целью возможности прописаться в доме, то теперь, когда закон позволяет оформить регистрацию в садовом доме, стоит ли это делать.

    Если закон 217 признает жилое капитальное строение на земле СНТ домом, то и прописка в нем будет нормальным явлением. Но это только догадка, потому что ничего вразумительного по вопросу прописки в законе нет. Остается ожидать дополнительных нормативных актов, в которых будет прописан регламент регистрации граждан в садовом доме.

    • определения объектов, на которые распространяется действие федерального закона 217;
    • при определении границ на одной территории невозможно создать несколько СНТ;
    • количество учредителей товарищества ограничено минимальным пределом – не менее семи;
    • минимальный состав членов правления – 3 человека, что не более 5 % от общего количества членов СНТ или ОНТ;
    • председателю запрещено выдавать доверенность с правом передоверия (п.6 ч.1 ст.19 Закона);
    • голосование на общих собраниях может быть очно-заочным;
    • расширены полномочия индивидуальных садоводов, также наравне с членами товарищества они обязаны участвовать в содержании общего имущества;
    • установлен порядок для садоводов, не создающих СНТ (ст.6 Закона);
    • увеличен до 5 лет срок полномочий председателя и правления товарищества (ч.5 ст.16 Закона);
    • до момента избрания нового правления эти функции исполняет прежний состав (ч.6 ст.16 Закона);
    • количество вопросов, решаемых большинством голосов, расширен;
    • уведомление о проводимых собраниях и их итогах стало возможно рассылать новыми способами (ч.13 и 14 ст.17 Закона);
    • подписание протокола собрания должно происходить всеми присутствовавшими (ч.25 ст.17 Закона);
    • продукты частного садоводства и огородничества необходимо реализовывать при наличии регистрации в качестве ИП с соответствующей отчетностью и налогообложением.
    • название и организационно-правовая форма товарищества, место его фактического расположения;
    • цели деятельности садоводческого объединения;
    • порядок управления СНТ;
    • правила приема новых членов товарищества и их исключения, особенности ведения реестра;
    • права и обязанности членов СНТ, правила оплаты взносов;
    • порядок назначения и ведения деятельности ревизионной комиссии;
    • правила изменения Устава СНТ;
    • особенности реорганизации и ликвидации товарищества;
    • порядок информирования членов СНТ о деятельности председателя, ревизионной комиссии, бухгалтерии;
    • особенности приобретения и использования общего имущества;
    • последовательность взаимодействия с садоводами, имеющими участки на территории товарищества, но не входящими в число его членов;
    • возможность принятия некоторых решений общего собрания с помощью заочного голосовании.

    1) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), реквизиты документов, удостоверяющих личность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в общую долевую собственность которых передается имущество общего пользования;

    В 2021 году нельзя будет начать строительство дачи или ее реконструкцию, не сообщив об этом органам муниципального образования. Местная администрация может запретить возведение здания, если есть серьезные нарушения строительных норм или правил застройки. Чтобы сообщить властям о своих планах, необходимо отправить извещение одним из следующих способов:

    В наступающем году осуществлять регулярные или целевые платежи можно будет только посредством перечисления денежных средств на банковский счет товарищества. Это создаст определенные трудности людям преклонного возраста, которые не умеют пользоваться банковской картой. Кроме того, возникнет необходимость регулярно добираться до ближайшего отделения банка.

    С 2021 года вступил в действие новый Федеральный закон о дачах № 217-ФЗ (принятый от 29.07.2017 г.), направленный на урегулирование ситуаций и споров вокруг земельных участков в садоводческих и огороднических товариществах, который предписывает новое изменение создания и действия ТСН (товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ и ОНТ. Рассмотрим, что нового предусматривает 217-ФЗ, c изменениями и комментариями к закону.

    Новый закон о садоводческих товариществах с 1 января 2021 года

    ФЗ №217, а именно его 16 статья, гласит, что органом управления в товариществах принято считать общее собрание всех его членов. Стоит отметить, что количество лиц в товариществе должно быть не менее 7. После организации какой-либо из форм товарищества необходимо создать единоличный исполнительный орган, а именно выбрать председателя. Также обязательно должен быть действующий коллегиальный орган исполнения — правление товарищества. Кроме того, в товариществе должна быть проверяющая комиссия и соответственно ревизор.

    На земельном наделе, относящемся к СНТ и на котором ведется садовая деятельность, допускается строить садовый дом, который ранее в законе фигурировал как дачный. Такой дом предназначается для проживания по сезонам. В нем разрешается создавать необходимые условия для удобного проживания, но запрещается проводить капитальные работы строительного вида.

    Для согласования решения в каком-либо вопросе относительно товарищества может созываться собрание участников товарищества. Оно в свою очередь может как очередным, так и внеочередным. Очередное собрание созывается правлением организации в случае необходимости, но стоит отметить, что в год подобное собрание организовываться не меньше чем 1 раз. На собрании должно проводиться голосование, которое может быть либо заочным, либо очным.

    Стать полноправным членом товарищества при желании может только физическое лицо. Для того чтобы вступить в товарищество, гражданин, во владении которого имеется земельный надел на территории желаемого товарищества, должен написать заявление и принести его в администрацию товарищества. Запрос на прием в товарищество обсуждается на общем собрании.

    Как гласит статья 4 ФЗ №217, а именно ее первый пункт, владельцы земельных наделов, признанных садовыми, а также огородными, и лица, которые хотят получить в пользование такие участки, обладают правом «запускать» садоводческие некоммерческие товарищества (далее СНТ), и огороднические товарищества некоммерческого вида—ОНТ.

    Дачник Фёдоров Д.И. построил дом после 2017 года, находился участок Фёдорова в Дачном некоммерческом кооперативе. В январе 2021 года, когда его дачный некоммерческий кооператив, на территории которого находился участок Федорова Д.И. по закону был признан садовым некоммерческим товариществом, Дмитрий Иванович собрал документы и заполнил бланк в МФЦ на переоформление постройки из садового дома в статус жилого помещения.

    Между огородниками и садоводами проводится существенная граница. В соответствии с законом, садоводы смогут воздвигать на участках жилые постройки (с фундаментом), в которых можно будет прописаться. Огородники же не смогут этого делать. На огородных участках можно будет воздвигать небольшие самостоятельные строения, не имеющие фундамента: сараи, парники, павильоны, бани и т.д.

    ФЗ «О дачных садоводческих и огороднических объединениях граждан…» и в итоге было принято решение о прекращении действия данного закона с 1 января 2021 года. Новый закон о садоводческих товариществах, безусловно, не принес ответы на все без исключения актуальные вопросы дачного права и, на основании опыта применения этого закона, в него еще будут вноситься дополнения и изменения. Комментарии к 217-ФЗ на 2021 год от садоводческих товариществ, скорее всего, вскроют его недочеты и подтвердят необходимость внесения поправок, а пока рассмотрим подробнее его достоинства и внесенные им новшества.

    По новому закону ФЗ № 217 от 29.07.2017, если капитальная постройка (жилой дом) на территории ОНТ была возведена и зарегистрирована до 2021 года, то она сносу не подлежит. Все дома, не зарегистрированные на владельца и построенные после декабря 2021 года, должны быть снесены, как незаконные постройки.

    Некоторым садоводам и СНТ придется получать лицензию на скважины и колодцы. Однако эта процедура будет необходима в редких случаях. Как отмечает заместитель директора ГУП «Экосистема» Алмаз Хафизов, существует 4 условия, при выполнении которых скважину регистрировать не нужно:

    Фз 217 о садоводческих товариществах: основные положения и суть закона

    • На территории садоводческие некоммерческие товарищества имеется возможность возведения частного дома, с последующей пропиской. На территории ОНТ допустимы некоторые постройки, использующиеся исключительно в хозяйственных целях.
    • На территории садоводческие некоммерческие товарищества на определённых условиях возможно создание посёлка коттеджного типа.
    • подготовку документов для передачи земли, на которой расположено СНТ или ОНТ из государственного фонда, в частный;
    • проведение кадастровых работ, необходимых для внесения сведения в ЕГРН;
    • подготовку документов, связанных с территориальным разграничением земли;
    • приобретение имущества, которое потом будет общим для всех собственников;
    • иные траты, которые принимаются на общем собрании.

    В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

    1. ников недвижимости признаётся добровольное объединение соб-
    2. ственников недвижимого имущества, созданное ими для совмест-
    3. ного владения, пользования и, в установленных законом пределах,
    4. распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся
    5. в их общей собственности или в общем пользовании, а также для
    6. достижения иных целей, предусмотренных законами.
    1. В свою очередь, целевые взносы могут быть направлены на расходы, связанные:
    1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
    2. с подготовкой документов по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
    3. с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
    4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
    5. с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

    9. Лиц, ведущих садоводство или огородничество в границах территории садоводства или огородничества и не являющиеся членами товарищества, новый Федеральный закон 217-ФЗ о садоводческих товариществах от 2017 года с 1 января 2019 года наделяет правом голосования на общем собрании по вопросам определения размеров взносов и порядка их внесения, приобретения имущества общего пользования, в том числе земельных участков, передачи участков в общую долевую собственность, в собственность субъекта РФ или муниципального образования. Также определяется размер ежегодной платы лиц, не являющихся членами товарищества, равный суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества. Закреплено право обжаловать решения общего собрания товарищества лицами, ведущими садоводство и огородничество и не являющимися членами товарищества.

    Первая редакция нового закона о садоводстве, с 1 января 2019 года вступающего в свою юридическую силу, была закреплена в 217-ФЗ от 29.07.2017 года. В дальнейшем, Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ, в Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения, и именно эта новая редакция ФЗ 217 с 2019 года начала применяться вместо Федерального закона № 66-ФЗ. Кроме положений об отмене старого закона, Глава 9 новой редакции закона № 217-ФЗ содержит изменения в земельный, градостроительный, жилищный, лесной и водный кодексы РФ и в другие Федеральные законы, такие как: о кадастровой деятельности, о государственной регистрации недвижимости, о недрах, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, о муниципальной службе в Российской Федерации, о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и другие, а также отменяет действие не только закона № 66-ФЗ «о дачных садоводческих и огороднических объединениях…», но и целого ряда Федеральных законов.

    1. Дачных земельных участков и дачных домов, а также дачных кооперативов, партнерств или товариществ с 1 января 2019 года не существует – они приравниваются к садовым участкам, жилым или нежилым (для сезонного пребывания) домам на садовых участках и садоводческим некоммерческим товариществам соответственно. Если у вас в документах указано «дачный участок» или «дачный дом» — переоформлять не нужно, но если очень хочется, то можно.

    2. Новый закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества…» 217-ФЗ исключает такое понятие, как «жилое строение» и убирает противоречащую Конституции РФ фразу, запрещающую регистрацию в садоводствах. Теперь с 2019 года в новой редакции ФЗ 217 однозначно закреплено право граждан возводить на садовых участках садовые и жилые дома, гаражи, дан примерный перечень хозяйственных построек, которые могут располагаться на земельном участке. Также закон определил понятие садового дома, как строения, предназначенного для сезонного (временного) пребывания.

    8. В новом законе «О ведении гражданами садоводства и огородничества…» 217-ФЗ с 1 января 2019 года исключено такое явление, как вступительные взносы, при этом, вступительные взносы, уплаченные до дня вступления в силу нового Федерального закона, гражданам не возвращаются. Также в новом законе определяется, что внесение членских и целевых взносов должно осуществляться только на расчетный счет садоводческого или огороднического товарищества. Также в новой редакции ФЗ 218 определен исчерпывающий перечень расходов, на которые могут быть использованы членские и целевые взносы.

    Федеральный закон от г

    6) земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

    3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.

    4. В решении об учреждении товарищества указываются сведения об учреждении товарищества, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества товарищества, об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа товарищества (председателя товарищества), постоянно действующего коллегиального исполнительного органа товарищества (правления) и ревизионной комиссии (ревизора), открытии банковского счета (банковских счетов) товарищества. (В редакции Федерального закона от 25.05.2020 № 162-ФЗ)

    8. В течение месяца со дня государственной регистрации товарищества его члены, которые приобрели членство в товариществе в соответствии с частью 7 настоящей статьи, должны в письменной форме представить председателю товарищества или иному уполномоченному члену правления товарищества сведения, указанные в части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона.

    7) взносы — денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — члены товарищества), на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества;

    • Взносы членов товарищества могут быть только двух видов: 1) членские и 2) целевые (ст.14). Вступительные взносы исключаются, ранее уплаченные не возвращаются (п.31 ст.54).
    • Платить взносы можно только безналом.
    • «В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке» (п.7 ст.14).

    — суммарный ежегодный размер платы за содержание имущества общего пользования устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества;
    — не члены вправе голосовать на общем собрании членов товарищества по следующим вопросам:
    приобретение товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
    создание (строительство, реконструкция) или приобретение имущества общего пользования и порядок его использования;
    передача недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории, в государственную или муниципальную собственность;
    определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы для «не членов»;
    утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы для «не членов»;
    Для принятия этих решений надо набрать не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на ОС, кворум – 50% (ст.17).
    — не члены имеют доступ к приходно-расходных сметам товарищества, отчетов об исполнении таких смет и др. документам.
    Из этого следует, что независимо от членства собственники участков (а не только члены СНТ) на ОС могут решить: как использовать общее имущество, сколько должны платить члены и не члены. Но надо набрать 2/3 голосов от присутствующих.

    • «Дачные» дома и участки будут именоваться «садовыми». ДНТ переименовываются в СНТ, которые являются видом ТСН.
    • Вводится понятие «территория садоводства» – «территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории» (п.8 ст.3).
      При этом в п.28 ст.54 «Переходные положения» говорится, что в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства, территория ведения гражданами садоводства определяется:
      1) в соответствии с проектом организации и застройки территории товарищества или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых участков между членами товарищества;
      2) при отсутствии вышеуказанных документов, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу ФЗ N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» товариществу.
    • Меняется правовое положение «не членов СНТ» (ст.5):

    Однако, если бы закон допускал возможность иметь у одного члена СНТ несколько голосов (по кол-ву участков), то формулировка была бы иная — «от общего числа голосов, принадлежавших присутствующим на общем собрании членам». Поэтому должен соблюдаться принцип: 1 член – 1 голос.

    1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    2) гражданами, являющимися собственниками садовых земельных участков. В этом случае решение принимается единогласно всеми учредителями (ст.10), а в границы территории садоводства при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются только участки учредителей, но не иных лиц (п.п.5, 9 ст.23).

    Анализ Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года

    1. В законе даются законодательные определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);
    2. Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если не утверждены, то можно как раньше — сколько угодно СНТ.
    3. Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации. Как и раньше, учредители просто создают товарищество, никаких особых прав и привилегий у них нет, такого органа как «собрание учредителей» по закону вообще не существует;
    4. Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Интересно, как требование про 5% будет соблюдаться, если правление минимум из троих членов (если их брать за 5%, то членов должно быть не менее 60-ти). Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества (тогда 5% от членов товарищества составят 0,35 человека, что абсурдно);
    5. Председатель правления ТСН не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ). Причины такого ограничения все также загадочны;
    6. Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях. И это очень удобно и хорошо, испробовано практикой на ТСЖ;
    7. Улучшилось положение индивидуальных садоводов (то есть собственников, которые не являются членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:
      • принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
      • принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;
      • определять порядок пользования общим имуществом;
      • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
      • определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);
      • Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.
    8. Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут точно такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (напомним, ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе глобально влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.
    9. Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);
    10. В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители ТСН по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания. Казалось бы, что все логично, ведь как может быть иначе? Разве учредители могут не быть членами товарищества? Такие вопросы часто возникают при создании любого ТСН, подробнее о проблематике можно почитать в этой статье;
    11. Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;
    12. Убрали еще один пробел в законодательстве. Раньше было непонятно, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);
    13. Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:
      • изменение устава товарищества;
      • избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
      • определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;
      • принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;
      • принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;
      • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
      • распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;
      • утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
      • определение размера и срока внесения различных взносов;
      • принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;
      • утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.
    14. Наконец-то закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):
      • заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;
      • цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ). Отдельным пробелом однако остается процессуальный порядок таких уведомлений (как определить электронный адрес собственника? что если он потерял к нему доступ? как собственник поймет, что его уведомляет компетентный орган товарищества, а не какой-нибудь хулиган? как это все доказывать в суде в случае чего?). Данные вопросы пока остаются без ответа. Полагаем, что стоит обязать органы управления товарищества принимать положения об уведомлениях по электронным адресам, если есть намерение использовать данный способ уведомления);
      • на сайте ТСН (при его наличии);
      • на информационном щите;
      • в СМИ субъекта РФ.
    15. Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;
    16. Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

    Ранее в законе 66-ФЗ были заложены определенные преимущества и недостатки в том, чтобы вступить в товарищество и в том, чтобы быть индивидуальным садоводом. По Закону 217-ФЗ разница фактически нивелируется, ведь смету утверждают на общем собрании все собственники, исполняют ее также все. Если в товариществе существуют вступительные взносы, то смысл вступать в него теперь вообще отсутствует.

    Давайте посмотрим подробнее, что нового нам принес Федеральный закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон 217-ФЗ). Речь пойдет об основных изменениях, которые нам показались важными.

    В этой статье речь пойдет только о тех ТСН, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и регулируются (до 2019 года) Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Именно такие ТСН подверглись реформированию. Отдельно отмечаем, что ТСН, созданные в коттеджных поселках по типу ТСЖ (по ст. 136 Жилищного кодекса РФ) не подвергнутся реформированию, Закон 217-ФЗ на такие ТСН (ТСЖ) не распространяется. Если Вы прочитаете эту статью до конца, Вы сможете понять суть всех принятых существенных изменений. Наши юристы очень старались, когда готовили данную аналитику, в благодарность оставьте нам отзыв в комментариях или в Интернете.

    1. Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года. С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;
    2. Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ). Причины такого решения остаются загадкой;
    3. Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях. И это надо было сделать еще давно, потому что санкции за неучастие в собрании в Законе 66-ФЗ отсутствовали, эта норма никогда не работала;
    4. Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны будут утверждаться на общем собрании всех собственников;
    5. Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ), и это одна из загадок данного закона;
    6. Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН. Теперь решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
    7. Председатель Товарищества теперь может избираться только общим собранием членов Товарищества (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). Напомним, ранее можно было прописать в уставе один из двух возможных вариантов: либо избирать председателя на общем собрании, либо на заседаниях правления.

    Что изменилось в законах для дачников

    1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
    2. с подготовкой документов по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
    3. с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
    4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
    5. с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

    Это право предоставляется на платной основе. Так, садоводы-индивидуалы обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.

    • отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более 3;
    • высотой не более 20 м;
    • состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

    Понятия «объект ИЖС», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

    Таким образом, расходы будут одинаковыми для членов товарищества (целевые и членские взносы) и для индивидуалов-садоводов (плата за пользование общим имуществом товарищества). Кроме обязанности вносить плату, Закон N217-ФЗ наделяет садоводов-индивидуалов правом на участие в общем собрании членов товарищества и голосовании при принятии решений, в частности, по вопросам о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.

    Взносы определяются, как денежные средства, которые вносятся гражданами — членами товарищества на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом N217-ФЗ и уставом товарищества. Ранее допускалось внесение как денег, так и имущественных паевых взносов.Внесение вступительных взносов не предусмотрено. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. Периодичность и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества. Причем периодичность внесения членских взносов не может быть чаще одного раза в месяц.

    Уточнены были и противопожарные требования, требования к расстояниям между постройками и прочие. Например, через каждые 100 м. должны быть установлены соединительные головки для забора воды пожарными автомобилями. При отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары, при количестве участков до 300 – объемом от 25 куб.м., при большем количестве водоем объемом более 60 куб.м.

    Проект планировки территории ведения садоводства утверждается в соответствии с генеральным планом муниципального района органом местного самоуправления и является обязательным для исполнения всеми участниками освоения, застройки и межевания территории. Все должно быть с учетом перспективного развития городских и сельских населенных пунктов.

    Территория СНТ должна быть соединена с подъездной автомобильной дорогой общего пользования, имеющей не менее одной полосы движения в каждую сторону минимальной шириной 2,75 м. Если количество земельных участков в СНТ менее 50, то можно предусматривать один въезд на территорию, если более 50 – не менее двух въездов.

    Также, новый свод правил запрещает устраивать свалки отходов на территории СНТ и за ее пределами. Для не утилизируемых отходов на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установления контейнеров твердых коммунальных отходов.

    Кроме этого, есть еще немаловажное изменение. Касается это добычи садовыми товариществами подземных вод для организации водоснабжения. До 2020 года лицензия на это не требовалась. Теперь же получение лицензии стало обязательным и за ее отсутствие предусмотрены штрафы.

    Налоговые льготы для снт

    Более конкретный нормативно-правовой акт в области налогообложения членов садовых некоммерческих товариществ — это Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Пункт 6 статьи 19 вышеназванного закона обязует членов СНТ своевременно платить членские и другие взносы, предусмотренные законом и уставом подобного объединения, налоги и платежи.

    • земельные площади, занятые коммунальными объектами, дорогами и другими сооружениями, предназначенными для общего пользования;
    • земельные участки, приобретенные на средства специального фонда;
    • недвижимость, которая находится в собственности товарищества;
    • зарплата наемных сотрудников СНТ, включая самого председателя;
    • объекты основных средств, приобретенные на основе договора купли-продажи.

    Отдельные категории населения могут воспользоваться льготами при осуществлении различных юридически значимых сделок. В частности, они распространяются и на уплату налогов. В данном случае предусмотрено два варианта развития событий: снижение процентной ставки или уменьшение налоговой базы (кадастровой стоимости).

    Так, Законом № 217-ФЗ предусматривается, что лица, ведущие садоводство или огородничество в индивидуальном порядке, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капстроительства, относящихся к имуществу общего пользования, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом, без заключения договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования. Суммарный ежегодный размер такой платы равен соответствующему размеру целевых и членских взносов члена товарищества.

    Для того чтобы рассчитать налог на ЗОП, необходимо узнать кадастровую стоимость земель общего пользования. Кадастровая стоимость земель общего пользования (ЗОП) = площадь земель общего пользования умножить на усредненное значение кадастровой стоимости земли.

    1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    2) гражданами, являющимися собственниками садовых земельных участков. В этом случае решение принимается единогласно всеми учредителями (ст.10), а в границы территории садоводства при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются только участки учредителей, но не иных лиц (п.п.5, 9 ст.23).

    Однако, если бы закон допускал возможность иметь у одного члена СНТ несколько голосов (по кол-ву участков), то формулировка была бы иная — «от общего числа голосов, принадлежавших присутствующим на общем собрании членам». Поэтому должен соблюдаться принцип: 1 член – 1 голос.

    • Взносы членов товарищества могут быть только двух видов: 1) членские и 2) целевые (ст.14). Вступительные взносы исключаются, ранее уплаченные не возвращаются (п.31 ст.54).
    • Платить взносы можно только безналом.
    • «В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке» (п.7 ст.14).
    • «Дачные» дома и участки будут именоваться «садовыми». ДНТ переименовываются в СНТ, которые являются видом ТСН.
    • Вводится понятие «территория садоводства» – «территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории» (п.8 ст.3).
      При этом в п.28 ст.54 «Переходные положения» говорится, что в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства, территория ведения гражданами садоводства определяется:
      1) в соответствии с проектом организации и застройки территории товарищества или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых участков между членами товарищества;
      2) при отсутствии вышеуказанных документов, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу ФЗ N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» товариществу.
    • Меняется правовое положение «не членов СНТ» (ст.5):

    — суммарный ежегодный размер платы за содержание имущества общего пользования устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества;
    — не члены вправе голосовать на общем собрании членов товарищества по следующим вопросам:
    приобретение товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
    создание (строительство, реконструкция) или приобретение имущества общего пользования и порядок его использования;
    передача недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории, в государственную или муниципальную собственность;
    определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы для «не членов»;
    утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы для «не членов»;
    Для принятия этих решений надо набрать не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на ОС, кворум – 50% (ст.17).
    — не члены имеют доступ к приходно-расходных сметам товарищества, отчетов об исполнении таких смет и др. документам.
    Из этого следует, что независимо от членства собственники участков (а не только члены СНТ) на ОС могут решить: как использовать общее имущество, сколько должны платить члены и не члены. Но надо набрать 2/3 голосов от присутствующих.

    Читайте также:  Соглашение Осовместной Деятельностифиз Лиц
Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус