Юнешеский суицид 2021

  • Соматические патологии. Хронические заболевания, а среди них в особенности заболевания дыхательных органов, пищеварительного тракта и опорно-двигательного аппарата.
  • Психические патологии. В их числе: шизофрения, алкоголизм, психопатии, психозы, неврозы, умственная отсталость.

Проблема суицидального риска является одной из актуальных проблем во многих странах, в том числе и нашей стране. Несмотря на длительность изучения, с каждым годом количество завершенных суицидов растет. По данным Всемирной Организации Здравоохранения второй причиной смерти среди людей в возрасте от 15 лет до 29 лет является самоубийство. В рамках данной статьи систематизируем факторы суицидального риска, понимание которых позволит выявить и понять возможные причины суицидального поведения. Первая группа факторов – это социально-демографические и средовые факторы суицидального риска.

  1. Пол. Уровень завершенных самоубийств у мужчин в 4 раза выше, чем у женщин. Однако уровень суицидальных попыток у женщин превышает уровень попыток у мужчин в 3 раза. Таким образом, суицидальное поведение свойственно как и мужчинам, так и женщинам.
  2. Возраст. Завершенные суициды в основном наблюдаются и доходят до максимального значения в возрастной группе от 45 лет до 49 лет. После данного возраста количество попыток может варьироваться, то снижаться, то повышаться, но не доходит до такого же «пика». Такая ситуация характерна и для женщин, и для мужчин. Однако «пик» у женщин наблюдается чуть позже: в возрасте от 50 до 54 лет, а также присутствует второй «пик» в возрасте старше 70 лет. Если же смотреть на суицидальные попытки, то можно отметить, что наибольшее их число приходится на молодой возраст – от 20 до 29 лет. Максимальное количество попыток у мужчин также может сдвигаться в сторону – к 30-35 годам, у женщин – к 15-19 годам. В России максимальное количество самоубийств приходится на подростковый и юношеский возраст, а также на пожилой и старческий.
  3. Семейное положение. Люди, состоящие в браке, совершают меньше суицидов, чем одинокие. Вдовы и разведенные люди более склонны к суицидальному риску, чем «семейные». Среди лиц без детей, а также живущих отдельно от родственников доля самоубийств в несколько раз выше, чем у людей, проживающих с родственниками или имеющих детей. Это говорит о том, что одиночество является достаточно важным фактором при изучении суицидального риска.
  4. Образование. Уровень завершенных суицидов выше у лиц со средним неполным образованием а также у людей с низкой профессиональной классификацией.
  5. Религия. У людей, которые придерживаются определенного вероисповедания, риск самоубийства ниже, чем у неверующих. Например, женщины и мужчины, исповедующие ислам, намного реже совершают попытку суицида, нежели исповедующие индуизм. В идеях индуизма нет четких и строгих запретов на суицид, в отличии от ислама и многих других религий.
  6. Отклоняющееся, противоправное поведение. У лиц, когда-то привлеченных к административной или судебной ответственности, а также у лиц, злоупотребляющих алкоголем, число завершенных суицидальных попыток выше.
  7. Время года. «Пик» завершенных самоубийств приходится на весеннее время года, особенно на март, апрель и май. Осенью наблюдается спад суицидального риска, однако начиная с января снова наблюдается подъем до весны.
  8. Стрессовые события. Смерть близкого родственника, разрыв связей с определенным человеком, развод или потеря работы приводят человека к суицидальному риску.
  9. Насилие. Пережитое в прошлом сексуальное или физическое насилие являются одной из причин совершения суицидальной попытки подростков.

Генетические или биологические факторы. При исследовании данных факторов было отмечено, что монозиготные близнецы значительно чаще оба совершают самоубийство, в отличии от дизиготных близнецов. При анализе суицидальных наклонностей у приемных детей было показано, что дети с суицидальным поведением достаточно часто имеют биологических родственников, которые совершили самоубийство.

  • категоричность, незрелость суждений, максимализм;
  • неблагополучие коммуникативных связей;
  • неадекватная самооценка;
  • слабость психических защитных механизмов;
  • сниженная сопротивляемость эмоциональным нагрузкам;
  • утрата ценности жизни;
  • неумение справляться с конфликтами;
  • характерологические акцентуированные реакции.

Обнимайте

Тактильный контакт снимает телесное напряжение, позволяет расслабиться. Зачастую подростки, протестуя, требует оставить в покое и не подходить к нему. Конечно, нельзя заставлять ребенка обниматься против его воли, но важно понимать, что это может быть вариантом протестного поведения, когда он готов сам себе сделать хуже, лишь бы назло всему миру. Поэтому старайтесь находить возможность обнять ребенка лишний раз, возможно, получится сделать это в игровой форме: подурачиться вместе, пощекотать.

Читайте также:  Что Делать С Договором Социального Найма После Приватизации

Хвалите

Старайтесь каждый день находить, за что можно похвалить вашего ребенка. Сделал что-то хорошо? Оделся интересно? Хорошо выглядит? Приготовил завтрак? Убрал за собой посуду? Хвалите как можно больше, он в этом сейчас очень нуждается. Только не надо использовать формулировки в духе «ну в кои-то веки убрал за собой» или «жаль, что только кружку помыл, а не всю грязную посуду» — это всегда очень неприятно.

Проводите время вместе

Ваш ребенок должен понимать, что он не один в этом мире. У него есть любящая семья, здесь всегда его поймут, примут любым, поддержат.
Выделяйте время просто на то, чтобы побыть вместе, поговорить, не отвлекаясь на посторонние дела, телефоны и телевизор. Чаще выбирайтесь на совместные семейные мероприятия – разумеется, с учетом интересов подростка.

Поэтому чем разнообразнее у подростка досуг, тем меньше у него времени и сил остается на «дурные мысли». Подберите вместе с ребенком ему кружки, спортивные секции, обучающие программы. Важно, чтобы это была не реализация амбиций родителей, а именно то, что интересно ребенку, что увлечет его.

Не критикуйте

Снизьте ожидания от ребенка. Не надо постоянно озвучивать, что он сделал не так. Даже если вам кажется, что ваши замечания звучат невинно и вы желаете только добра, помните, что подростки – очень ранимы. И для них любое безобидное замечание может прозвучать как серьезное оскорбление и подорвать доверие к родителям, привести к нежеланию лишний раз откровенничать.

Родитель, однозначно, должен быть включен в жизнь ребенка и интересоваться всем, что у него происходит. Если он приносит негативные установки из школы, от друзей и сверстников: их необходимо проговаривать, показывать, что из любой ситуации всегда есть выход, приводить примеры. Вселять уверенность в ребенка, что он способен справиться со всеми возникающими сложностями. Основная причина детских суицидов в том, что они воспринимают мир, как «плохой и злой». Они остаются один на один с состоянием «меня никто не любит, меня достала эта жизнь». Важно воспитывать ребенка, окружая его любовью и поддержкой. Прислушивайтесь к мнению и желаниям своего ребенка. Когда он воспитывается в жесткой среде, когда подавляется его воля, обесцениваются его желания и чувства, это формирует подавляющую среду, которая транслирует ребенку: «Твоя жизнь ничего не стоит». Отсюда и возникает желание умереть, уйти из такой жизни. Поэтому обязательно соблюдайте баланс между необходимыми правилами в воспитании и учетом мнения ребенка. Говорите о ценности и важности его желаний, мыслей, творческих проектов.

«СтарХит» пообщался с Юлией Хадарцевой, известным психологом, спикером Synergy Global Forum и узнал, что следует делать, чтобы у ребенка не возникало мыслей о суициде. По мнению специалиста, родителям следует принимать активное участие в жизни детей, знать, что им интересно.

В возрасте 10-11 лет у детей формируется, так называемая, третья чакра. Она, в том числе, отвечает за социальную адаптацию. На первый план выходит желание стать частью группы, повышается важность мнения окружающих людей, с которыми они развиваются. В этот период участвовать в жизни ребенка особенно важно. Знать, с кем он общается, так как дети склонны идти за группой, они учатся взаимодействовать с социумом.

Первое, о чем мы всегда должны помнить — наши дети состоят из нас. И каждый родитель, прежде всего, обязан позаботиться о том, чтобы самому хотеть проживать свою жизнь полноценно. Каждый родитель должен задать себе главный вопрос: хочет ли он сам жить? Важно ценить и любить себя, стремиться к успеху и показывать детям позитивный пример. Чем ярче хочет прожить свою жизнь родитель, тем счастливее ребенок проживает свою. Взрослым необходимо разговаривать с детьми о том, чего они хотят добиться, кем хотят стать, каким видят свое будущее, помогать им сформулировать собственные цели.

Все истории, связанные со смертью, интересуют ребенка, углубляют его в ту или иную тему. Отвечайте ребенку на его вопросы, рассказывайте о естественных процессах. Говорите о жизни и смерти, но делайте упор на возможностях, которые нас окружают. Программы родителей напрямую влияют на восприятие детей.

Содержание
Читайте также:  Если Льготы По Ветеранству Получены В Оренбургской Области Будут Ли Они Действительны Например В Костромской Области

Семинар «Суициды в подростковой среде

Потеря смысла, экзистенциальные проблемы, идеологический вакуум могут приводить к негативным последствиям в отношении психического здоровья детей и подростков. Предоставленные подчас самим себе, они могут вовлекаться в депрессивные молодежные течения, что создает риск суицидов. Кроме того, особая психологическая ранимость подростков делает их крайне уязвимыми в отношении потерь: гибели близких, отвержения со стороны сверстников, разрыва отношений с близкими людьми.

Расписание семинара
12.00-13.30-Психологические особенности и проблемы подросткового возраста. Понятие суицидальной активности: суицидальная предрасположенность, суицидальные мысли, намерения, действия, формы совершения суицидов и их последствия для дальнейшей жизни.
13.30-14.00-Кофе-брейк
14.00-15.30-Предсуицидальный синдром. Психологическая помощь детям и подросткам с целью предотвращения суицидов
15.30-16.00-вручение “Сертификата участника”

Проблема суицида в юношеском возрасте (информация для педагогов и родителей)

  1. Низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе;
  2. Высокая потребность в самореализации;
  3. Высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;
  4. Трудности при принятии решения;
  5. Высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
  6. Тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины;
  7. Низкая самостоятельность;
  8. Недостаточная социализация, инфантильность, незрелость личности.

Необходимость борьбы суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера»- самоубийство под влиянием чьего- либо примера. В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» — не что иное как попытка разрешить жизненные трудности, путем ухода из самой жизни, особенно характерно для юношеского возраста.

  1. Открытые высказывания о желании покончить собой;
  2. Косвенные намеки на возможность суицидальных действий (появление в кругу сверстников, родственников с петлей на шее из ремня, веревки и др.), публичная демонстрация петли из каких- либо гибких предметов; игра с имитацией самоубийства;
  3. Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т. д.);
  4. Частые разговоры о самоубийствах вообще;
  5. Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое учебное заведение;
  6. Нарушение межличностных отношений, стремление к уединению;
  7. Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
  8. Внезапное появление несвойственных ранее человеку черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприемников, значков и т.п.).

Проблемы взаимоотношений с друзьями. Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними, в качестве компенсации плохих отношений в семье возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Читайте также:  Ежемесячные Выплаты Многодетным Семьям В Московской Области В 2021 Году

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам поможет нижеприведенная памятка.

Мне нравилось их контролировать

— Когда началось следствие, мне было только 14. В суде уголовное дело закрыли, потому что я не достигла… как это… возраста привлечения к ответственности, — мы спускаемся по пожарной лестнице, пока Кира вспоминает формулировки протокола. — Ну и они не доказали, что из-за меня кто-то покончил с собой. Попытки самоубийства у людей были, да. Но всё равно судья отправил меня в интернат на полгода. А прокурор просил три. Как он говорил, «чтобы обезопасить меня и предотвратить повторные попытки суицида».

В её «подчинении» была добрая сотня подростков, желавших расстаться с жизнью. Девушка администрировала около десятка групп. Её взяли за организацию «групп смерти». На суде хоть и не доказали, что Кира довела кого-то до смерти, но попытки покончить с собой у её подопечных были. Девушка отсидела срок в спецучреждении для несовершеннолетних и больше не считает суицид решением всех проблем. В интервью Лайфу бывший куратор групп смерти рассказала, что собирается делать в будущем и кто подтолкнул её к смертельной игре.

Кире плевать и на чемпионат, и на перуанцев. Четыре дня назад она освободилась из режимного интерната для несовершеннолетних. В интернат её отправили по решению суда. Киру обвиняли по 110-й статье УК — за доведение людей до суицида. Но потом сняли обвинения — по малолетству.

— Я долго стояла и смотрела, как внизу ходят люди. Такие маленькие отсюда. Игрушечный город, игрушечные люди. Ты стоишь над ними над всеми… Как куратор в группах. На тот момент у меня уже десять групп было. Почти сто игроков… По двору катался маленький мальчик на велосипеде. Увидел меня, поднялся сюда. Спросил, хочу ли я кушать, и принёс мне огурец! Мы болтали с полчаса. Потом ушёл, сказав, что его ждут родители. А я продолжила смотреть на город. Вглядывалась в прохожих — и поняла, что никому нет дела до меня: каждый идёт по своим делам, кто-то разговаривает по телефону, и никто меня не видит.

— Я их придумывала сама. Просила, например, вырезать на ладони крест, сделать три пореза или царапины. Ещё было задание порезать подушечки пальцев и снять это на видео. Некоторые публиковали фото у себя на страницах в открытом доступе, — вспоминает Кира. — Порезы, ожоги, выжигания на теле. Со временем это проверялось шрамами. Я же не говорила им царапать себя, а именно резать. А после порезов оставались шрамы. И со временем это проверялось. Потому что я всегда говорила: если есть задание на порез, режься около старого шрама. Чтобы я знала, выполняешь ты реально задания или просто рисуешь. Потому что кровь можно подделать.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус