Заключение На Согласование Крупной Сделки Казенным Учреждением

Содержание

Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок

Настоящий Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291) в целях повышения эффективности управления закрепленного за ним федеральным имуществом и усиления ответственности его руководителя.

Для получения предварительного согласия на совершение крупной сделки учреждение направляет в Росархив письменное обращение, подписанное директором учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) или лицом, уполномоченным совершать действия от его имени по доверенности, которое должно содержать следующую информацию:

Сделка или несколько взаимосвязанных сделок, совершаемые подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением (далее – учреждение), по распоряжению денежными средствами, отчуждению имущества (которым в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также передача такого имущества в пользование или в залог считается крупной сделкой при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Если для принятия решения о предварительном согласовании крупной сделки требуются дополнительные материалы и/или разъяснения, отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива направляет в учреждение запрос об их представлении.

Поступившее в Росархив в письменном виде обращение рассматривается отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, который готовит мотивированное заключение о возможности его согласования (либо отказе в согласовании) и проект соответствующего решения Росархива, согласованный в зависимости от специфики сделки с соответствующими структурными подразделениями Росархива и курирующим заместителем руководителя Росархива.

В данном случае возникает вопрос о необходимости получать казенному учреждению от учредителя решение об одобрении или о совершении учреждением как участником закупки по результатам таких аукционов сделок с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.

Вместе с тем казенное учреждение может являться участником закупки в целях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), согласно п. 8 ч. 2 ст. 61 которого, для получения аккредитации участник электронного аукциона должен представить оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении по результатам аукционов сделок от имени этого участника закупки — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки — юридического лица.

Крупная сделка автономного учреждения до ее совершения должна быть одобрена наблюдательным советом учреждения (ст. 15 Закона N 174-ФЗ). Бюджетным учреждением крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Для казенных учреждений не предусмотрено понятие крупной сделки, как и какой-либо специальный порядок для их совершения, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ распоряжение любым имуществом казенное учреждение осуществляет с согласия собственника имущества, а расходование денежных средств через процедуры санкционирования, установленные БК РФ.

С одной стороны, понятие крупной сделки, специальный порядок принятия решения о ее совершении для казенных учреждений законодательством не предусмотрены. С другой стороны, казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона N 174-ФЗ уставом автономного учреждения может предусматриваться возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на заседании по уважительной причине, а также возможность принятия решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования. Обратите внимание на то, что при рассмотрении предложения руководителя учреждения о совершении крупной сделки указанный порядок применен быть не может.

В заключение рассмотрим еще один вопрос, вызывающий большой интерес не только у руководителей унитарных предприятий, но и у их потенциальных контрагентов. Речь идет о том, в какой форме должно быть выражено согласие на совершение унитарным предприятием крупной сделки.

Отметим сразу, что на сегодняшний день соответствующие положения разработаны не только в федеральных органах исполнительной власти (например, Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1123н, Приказ Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188), но и в органах исполнительной власти субъектов Федерации (например, Приказ Департамента образования г. Москвы от 21.02.2011 N 146), а также в местных органах власти (например, Постановление администрации г. Назрань от 12.10.2010 N 257), осуществляющих функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения соответствующего уровня.

С другой стороны, Пленум ВАС РФ постановил, что при решении вопроса о том, должны ли были ответчики знать о несоблюдении установленного порядка совершения сделки, во внимание принимается то, насколько данные лица могли, действуя разумно и проявляя требующуюся от них по условиям оборота осмотрительность, установить несоблюдение порядка совершения сделки (ч. 5 п. 2 Постановления от 20.06.2007 N 40 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью»). Например, контрагент в оспариваемой сделке для того, чтобы доказать, что он действовал добросовестно, может озаботиться получением у органов управления учреждения письменного подтверждения того, что сделка не является крупной.

Во-вторых, как мы уже говорили ранее, крупность сделки представляет собой процентное отношение ее цены к балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. При этом возникают вопросы касательно того, что подлежит учету при определении балансовой стоимости. Здесь следует принимать во внимание практику судебных и контролирующих органов, сложившуюся по поводу совершения крупных сделок хозяйственными обществами, в том числе:

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения.

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему «Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2022 Год» Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

  • установить величину активов на дату, что предшествует сделке;
  • если показатель превысит 25%, тогда возникает необходимость в более подробном анализе;
  • определяют причинно-следственные связи по имуществу компании;
  • изучают, нет ли взаимосвязи между иными соглашениями, что заключались по данному направлению;
  • уточняют непричастность сделки к обычным.

С начала 2022 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью (или единственным акционером) решения, в том числе об одобрении крупной сделки, посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Согласно пункту 17 Правил ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых для размещения в реестре участников, за несоответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет уполномоченное лицо.

Согласно части 1 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Подпунктом «с» пункта 5 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 N 1752, установлено, что для регистрации юридического лица уполномоченное лицо формирует в том числе решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки — юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.

Читайте также:  Школьные Проездные Билеты Орел

Решение об; одобрении крупной сделки: когда требуется и; как его подготовить

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

До 2022 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2022 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.

Представитель ДУМИ, включенный в состав комиссии по списанию (в рамках приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов), визирует акт о списании имущества, после утверждения перечня имущества, подлежащего списанию и сводного акта на списание имущества.

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

Казенное учреждение получает имущество от собственника на праве оперативного управления и использует его строго по целевому назначению, определенному собственником имущества. Отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника учреждение не вправе (пункт 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ).

МБУ и МАУ самостоятельно распоряжаются движимым имуществом, не являющимся особо ценным, но если сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог признается крупной сделкой, то такая сделка должна быть согласована с ДУМИ и Учредителем.

  • недвижимое, движимое имущество, закрепленное за ними Департаментом;
  • движимое имущество, приобретенное за счет средств, выделенных из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на приобретение данного имущества;
  • иное имущество, приобретенное в порядке, определяемом гражданским законодательством Российской Федерации (в том числе по договорам дарения, пожертвования).
  1. Предмет, цель, вид, а также сумма (все позиции обязательны).
  2. Предполагаемая дата заключения одной или нескольких взаимосвязанных сделок.
  3. Срок исполнения условий контракта или нескольких контрактов сторонами.
  4. Источники финансирования, а также сопутствующие расходы по ее проведению.
  5. Обеспечение, если имеется таковое условие в контракте.
  6. Перечень имущественных объектов, которые будут переданы в качестве залога. Указывается балансовая стоимость такового имущества на отчетную дату.
  7. Порядок, по которому будет выбран контрагент или контрагенты по взаимосвязанным договорам и контрактам. Например, прямой договор или проведение конкурсных процедур.
  8. Наименование и регистрационные данные предполагаемого контрагента, который должен быть указан в заявке на основании данных о проведенном мониторинге рынка.
  9. Иные условия контракта, при их наличии.
  10. Общий объем кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на дату составления заявки, в том числе по налогам, взносам, сборам и иным платежам в бюджетную систему.
  11. Балансовая стоимость активов бюджетного учреждения по состоянию на последнюю отчетную дату.

Бюджетники, в свою очередь, обременены дополнительными обязательствами перед государством, а это значит, что оформление и проведение крупной сделки несколько отличается от алгоритма для коммерческих структур. Но как одобрить крупную сделку в бюджетном учреждении?

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью действует Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (Федеральный закон «Об ООО»), в нем обозначена информация о том, какой орган общества уполномочен принимать такое заключение.
  2. Для акционерных компаний действует Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 31.12.2005 № 208.

Первое отличие — определение размера сделки, то есть исчисление предельной суммы, начиная с которой, закупка будет уже относиться не к простой категории, а именно к крупной сделке. Для бюджетников определены конкретные объемы. Так, крупной признается та, стоимость которой превышает 10 % от балансовой стоимости имущества и активов учреждения, а ее ключевое содержание — это распоряжение денежными средствами, передача имущества (активов) в пользование либо под залог, или же полное отчуждение активов, имущества.

Поставщик предоставляет решение об одобрении сделок на электронных площадках в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения об одобрении по 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.

Крупная сделка по федеральному законодательству и основные требования к разрешению на ее осуществление

Одним из направлений, которое реализуется на территории всей Российской Федерации с целью защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, следует считать введение обязательного требования о необходимости предоставления потенциальным исполнителем документов, подтверждающих возможности проведения крупных сделок. Такие документы относятся к группе документов, одобряющих крупную сделку.

Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания. Чтобы такой протокол имел юридическую силу, потребуется в нем отразить следующие сведения:

  • Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В рамках указанного закона нет конкретной статьи, которая бы регламентировала требование об обязательном предоставлении решения о крупной сделке и использование данного документа. Однако нормы о том, что данный документ должен быть подготовлен и использован, встречаются в большом количестве статей, связанных с участием в электронных торговых процедурах;
  • федеральное законодательство об унитарных предприятиях, акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Данные Федеральные законы говорят о необходимости проведения обсуждения в руководстве юридического лица возможности крупной сделки, а также о том, какая сделка может быть признана крупной (в том числе в процентном соотношении к размеру уставного капитала или балансовой стоимости организации);
  • постановления Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение указанных нормативных актов, в том числе с целью формирования порядка определения тех сделок, которые организации могут рассматривать в качестве крупных;
  • приказы Минэкономразвития, принятые во исполнение Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», в том числе относительно формирования пакета документов, а именно самого решения о признании сделки крупной.

Согласие на совершение крупной сделки – это специальный документ, который оформляется по итогам рассмотрения возможности заключения такой сделки. Как правило, такое согласие, высказанное учредителями или участниками юридического лица (в зависимости от организационной формы такого лица), или решение на осуществление крупной сделки (одобрение сделки) оформляется в виде специального документа, отражающим предельную стоимость контракта, который может быть заключен в конкретном случае.

  • дата проведения собрания, а также место и время такового;
  • перечень лиц, которые участвовали в заседании;
  • результаты голосования, которое проводилось по одному, нескольким или всем вопросам повестки;
  • сведения о лицах, которые считали голоса;
  • данные об участниках собрания, которые голосовали против одобрения сделки или групп сделок с конкретным юридическим лицом или на конкретную сумму, а также выставили пожелание внести запись об основаниях своего отказа.

Порядок совершения крупной сделки

Например, согласно Порядку предварительного согласования крупных сделок с участием муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному Постановлением Администрации г. Симферополя от 14.06.2022 N 1284, для получения предварительного одобрения совершения крупной сделки учреждение должно представить в наблюдательный совет следующие документы, оформленные надлежащим образом:

  1. заявление о предварительном согласовании совершения крупной сделки. В заявлении указываются:
  • предмет сделки;
  • предварительная цена сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;
  • информация о сторонах сделки (при наличии);
  • сроки исполнения обязательств по сделке;
  • информация об источниках финансирования сделки;
  • информация о способности (обеспеченности) исполнения обязательств учреждения по сделке;
  • информация об обосновании целесообразности совершения сделки;
  • информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения;
  • иные существенные условия сделки, установленные законодательством РФ;
  1. проект договора (контракта), содержащего все условия предполагаемой сделки со всеми приложениями к нему;
  2. копию конкурсной документации, документации об аукционе (в случае намерения учреждения принять участие в конкурсе, аукционе);
  3. информацию об определении цены сделки (в случае намерения учреждения заключить сделку с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем));
  4. подготовленный в соответствии с действующим законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, осуществленную не ранее чем за три месяца до представления отчета;
  5. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности перед бюджетами бюджетной системы РФ (в том числе государственными внебюджетными фондами) и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная);
  6. баланс учреждения на последнюю отчетную дату;
  7. опись направляемых документов.
  • автономным учреждением только с предварительного одобрения наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ);
  • бюджетным учреждением с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
  • проекта сделки (договора) со всеми приложениями к нему;
  • проекта конкурсной (аукционной) документации на размещение заказа (в случае намерения совершения крупной сделки учреждением в качестве заказчика) с приложением проекта решения о создании комиссии по размещению заказа;
  • обосновывающих материалов по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • расчета цены сделки как критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования;
  • проектной документации (на электронном носителе) с приложением копии заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы (заверенной в установленном порядке) по проектной документации (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • ведомости объемов и стоимости работ (в случае намерения совершения крупной сделки на выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства).

Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ).

  1. Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, подтверждающую наличие у представителя прав действовать от лица заявителя и определяющую условия и границы реализации права на получение государственной услуги.
  1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц обо всех юридических лицах, участвующих в сделке.
  2. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
  3. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на объект недвижимости.
  4. Копия раздела «Основные факты и выводы» отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и копию экспертного заключения на него, при наличии копий отчета и экспертного заключения на него в Санкт-Петербургском государственном унитарном предприятии «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости».
  5. Кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектом недвижимости (в случае, принятия решения в отношении земельного участка).
  6. Кадастровый паспорт объекта нежилого фонда.
  7. Справка Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры о наличии или отсутствии у объекта охранного статуса.
  8. Заключение (справка) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу по г. Санкт-Петербургу о наличии (отсутствии) у объекта нежилого фонда статуса объекта гражданской обороны и установленных с учетом такого статуса обременений (ограничений).
  9. Заключение о целесообразности распоряжения данным способом объектом недвижимости и о наличии и объемах государственного заказа в деятельности ГУП.

В случае, установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

  1. После согласования передает проект распоряжения заместителю председателя Комитета для подписания.
  2. Направляет подписанное распоряжение Комитета и согласованный комплект документов в течение одного дня с момента подписания распоряжения Комитета, в отдел систематизации документов Организационного управления.

Данная услуга предоставляется государственным унитарным предприятиям Санкт-Петербурга при необходимости проведения сделок с недвижимым имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или сделок, связанных с приобретением недвижимого имущества, обладающих предусмотренными федеральным законом признаками крупных сделок.

Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

Кроме того, у учреждений, получающих имущество на основании договоров аренды и (или) безвозмездного пользования, показатель актива баланса может увеличиться на показатель остаточной стоимости прав пользования активами (показатель счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» за минусом показателя счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»).

Специалисты финансового ведомства до 01.01.2022 указывали, что показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730)*(3). Этот показатель до появления обновленных форм бухгалтерской отчетности представлял собой итоговый показатель актива баланса на конец отчетного периода, включая данные расчетов с учредителем. Получается, что ранее при расчете размера крупной сделки не учитывалась остаточная стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждений, которым учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно.

Отметим, что с 01.01.2022 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2022 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обратим также внимание на то, что с 01.01.2022 вступил в силу Стандарт «Доходы»*(4). С учетом положений данного Стандарта у учреждений может значительно увеличиться показатель дебиторской задолженности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Ведь теперь многие доходы (в частности, доходы в виде субсидий) подлежат учету в качестве доходов будущих периодов.

Приказ Россвязи от N 3; Об утверждении Положения о порядке согласования крупных сделок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г

2. Признать утратившими силу приказы Федерального агентства связи от 21 августа 2022 г. N 170 «Об утверждении Положения о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 21 августа 2022 г. N 171 «Об утверждении Положения о порядке согласования крупных сделок организаций, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федерального закона 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 20 декабря 2010 г. N 376 «Об утверждении порядка предварительного согласования совершения подведомственным Федеральному агентству связи федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

2) обоснование расходной сделки, включающее необходимые пояснения, расчеты и прогнозы в отношении финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения (технико-экономическое обоснование сделки, составленное по рекомендуемой форме (приложение N 2 к настоящему Положению)), в том числе:

В случае непоступления в течение трех рабочих дней ответа от организации на запрос в электронном виде Агентство направляет данный запрос официально. Срок для ответа организации на данных запрос не может превышать один календарный месяц. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного ходатайства организации.

Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (ст. 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

3. В целях осуществления условий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, и принятия обоснованных решений в Федеральном агентстве связи (Агентство) анализируются документы и сведения, представляемые подведомственными Агентству федеральными государственными унитарными предприятиями (далее — предприятия, ФГУП) и федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее — учреждения, ФГБУ), совместно именуемые — организации.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

6. В случае неполноты либо недостоверности сведений в представленных документах, а также в случае необходимости представления дополнительно документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме уведомляет Академию о необходимости представления соответствующих документов с указанием срока их представления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1168)

9. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме информирует Академию о внесении в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о предварительном согласовании крупной сделки либо об отказе в таком согласовании в течение 2 рабочих дней со дня внесения проекта соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1168)

2. Для принятия Правительством Российской Федерации решения об одобрении сделки Академия представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на бумажном и электронном носителях следующие документы: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1168)

2. Для принятия Правительством Российской Федерации решения о предварительном согласовании совершения Академией крупных сделок Академия представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на бумажном и электронном носителях следующие документы: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1168)

ж) отчет об оценке рыночной стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности по итогам оценки, проведенной не ранее чем за 3 месяца до представления отчета.

6. Заявка на согласование совершения Сделки с комплектом документов передается на рассмотрение в структурное подразделение Минпромторга России, в ведении которого находится Предприятие (далее — структурное подразделение), копия Заявки направляется в Департамент стратегического развития и корпоративной политики.

2. Структурным подразделениям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в ведении которых находятся предприятия, обеспечить представление в Департамент стратегического развития и корпоративной политики в срок не позднее 25 числа каждого месяца информации о согласовании в отчетном периоде крупных сделок подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладами (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также акциями, принадлежащими предприятиям, подведомственным Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

По согласованию с Предприятием при возможности устранения им в недельный срок замечаний Заявка не возвращается. Структурное подразделение уведомляет Предприятие письмом о необходимости устранения замечаний. При этом срок согласования совершения Сделки исчисляется с даты представления всех оформленных надлежащим образом документов. В случае, если по истечении указанного срока замечания не устранены (не представлены новые документы), Заявка возвращается Предприятию письмом с указанием причин возврата.

г) перечень имущества (оборудования, товарно-материальные ценности), передаваемого Предприятием в качестве залога по Сделке, являющегося предметом Сделки, либо участвующего в Сделке, с указанием его балансовой стоимости на последнюю отчетную дату, даты ввода в эксплуатацию, с указанием, при необходимости, залоговой и рыночной стоимости. Указанный перечень имущества оформляется в двух экземплярах (приложение N 3);

2. Для получения согласования совершения Сделок Предприятие направляет в адрес Минпромторга России (далее — Министерство) заявление, оформленное на фирменном бланке Предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем и главным бухгалтером Предприятия. В заявлении указываются:

Согласовывать или не согласовывать? (проблемы согласования крупных сделок унитарного предприятия)

Оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций в случае, если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения. Исходя из изложенного, возникает следующий практический вопрос: должно ли предприятие согласовывать принятие государственного оборонного заказа к размещению, если размер государственного заказа превышает установленный критерий крупной сделки? По всей видимости, нет.

В Российском космическом агентстве проводится согласование сделок на разработку и поставку вооружения и военной техники для Космических войск, хотя данные государственные контракты и выполняются в рамках Государственного оборонного заказа и обязательны для заключения и исполнения унитарными предприятиями, а участие в конкурсах и аукционах на выполнение поставок или работ для государственных нужд не согласовывается.

Таким образом, представляется важным внесение изменений в положения ст. 23 Закона: следует уточнить, что понимается под «имуществом», определить исключения из правил о согласовании, если крупная сделка подлежит обязательному заключению предприятием, а также более определенно выразить имущественный критерий.

Не все предприятия увеличили свои уставные фонды до размеров, установленных п. 3 ст. 12 Закона: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия (500 тыс. руб.); размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу МРОТ, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия (100 тыс. руб.). Поэтому может возникнуть вопрос: исходя из какого размера уставного фонда — фактического или установленного в законе — следует рассчитывать стоимость имущества по крупной сделке?

Поскольку деньги на расчетном счете — имущественное право требования клиента к банку, формально любая возмездная сделка с денежными расчетами может быть признана направленной на приобретение или отчуждение имущества — наличных или безналичных денег: в случае реализации товаров, работ, услуг приобретаются деньги, а в случае приобретения товаров, работ, услуг отчуждаются деньги.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения). Обязанность по представлению доказательств того, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения крупной сделки, лежит на лице, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.

Подход, согласно которому размер крупной сделки рассчитывается как 10 % от показателя строки 410 на конец отчетного периода, неоднократно подтверждался Минфином (см., например, Письмо от 18.10.2013 № 02 06 10/43703). В 2022 году было издано Письмо от 25.03.2022 № 02 07 10/17076, предписывающее базу расчета, то есть показатель строки 410, уменьшить еще и на остаточную стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (показатель строки 338 баланса (ф. 0503730), действовавшей до отчетности за 2022 год). На самом деле в таком уточнении не было необходимости, поскольку показатели строки 338 и так отражались в отрицательном значении согласно правилам заполнения баланса в редакции от 17.12.2022, то есть дополнительно уменьшать показатель строки 410 было не нужно.

Руководитель организации может быть привлечен к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, в соответствии с положениями разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» ТК РФ (гл. 37 «Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника»). Расчет убытков осуществляется на основании норм гражданского законодательства, согласно которым под таковыми понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.

В отчетности за 2022 год форма баланса была значительно скорректирована. В действующей редакции строкой, в которой отражается показатель балансовой стоимости активов учреждения, является строка 350. Кроме того, показатель расчетов с учредителем в части недвижимого и особо ценного движимого имущества (счет 210 06 000) перенесен из актива в пассив баланса, что сразу увеличило валюту баланса, итоговый показатель строки 350 и предельный размер сделки, которую учреждение может совершить без дополнительного согласования.

Порядок предварительного согласования совершения государственным бюджетным учреждением крупных сделок

1. Порядок предварительного согласования совершения государственным бюджетным учреждением крупных сделок (далее — Порядок) разработан на основании пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и постановления Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2010 года № 848 «О порядке осуществления органами исполнительной власти Нижегородской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Нижегородской области».

2. Предварительное согласование (отказ в согласовании) совершения государственным бюджетным учреждением, подведомственным министерству экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее — Учреждение), крупных сделок осуществляется министерством экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее — министерство) до совершения Учреждением указанной сделки.

3. Для целей настоящего Порядка крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

5. Учреждение обращается за предварительным согласованием совершения сделки с учетом положений (в том числе сроков) установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7. В случае представления в министерство документов, не соответствующих требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка, указанные документы не рассматриваются, о чем Управление не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов в министерство письменно уведомляет Учреждение с указанием имеющихся замечаний и срока их устранения.

Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.

Обратим также внимание на то, что с 01.01.2022 вступил в силу Стандарт «Доходы»*(4). С учетом положений данного Стандарта у учреждений может значительно увеличиться показатель дебиторской задолженности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Ведь теперь многие доходы (в частности, доходы в виде субсидий) подлежат учету в качестве доходов будущих периодов.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Отметим, что с 01.01.2022 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2022 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Об утверждении порядка предварительного согласования совершения подведомственным министерству культуры российской федерации федеральным бюджетным учреждением крупных сделок

1. Настоящий Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Министерству культуры Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением крупных сделок (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236) в целях повышения эффективности управления закрепленного за ним федеральным имуществом и усиления ответственности его руководителя.

6. Поступившее в Министерство культуры Российской Федерации обращение регистрируется и направляется в курирующий учреждение Департамент, который делает запрос в Департамент экономики и финансов и Нормативно-правовой департамент. Указанные департаменты в течение 3 (трех) рабочих дней рассматривают представленные документы, дают заключение и направляют его в курирующий учреждение Департамент.

3. Предварительное согласование совершения учреждением крупных сделок осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения — Министерством культуры Российской Федерации. Решение о согласовании совершения учреждением крупных сделок принимается Министерством культуры Российской Федерации до совершения крупной сделки.

  • копия проекта сделки (договора, государственного контракта, мирового соглашения) со всеми приложениями к нему, включая техническое задание, согласованное поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • обосновывающие материалы по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае, если для совершения крупной сделки требуется проведение процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.07.2005, N 30 (ч. I), ст. 3105), информация о сторонах сделки не предоставляется.

Читайте также:  За Сколько Месяцев Начисляются Декретные
Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус