Штраф за отсутствие соут на рабочем месте

Какие штрафы за СОУТ

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.

  • законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
  • необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041);
  • организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
  • работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
  • работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2020 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2020 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за непроведение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за СОУТ за каждое рабочее место: соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров.

Проведение спецоценки условий труда обязательно для подавляющего большинства работодателей. Такое требование установлено федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Исключение составляют только те организации, которые сотрудничают исключительно с надомными или удаленными работниками: им проводить СОУТ не нужно. А вот для тех, кто нарушил правила ее выполнения или вовсе пренебрег этой обязанностью, действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции.

  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
  • другие проступки.

Невыполнение правила о своевременном выполнении оценки повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие специальной оценки условий труда составит:

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.

Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

  1. Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  3. Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  4. За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
  5. Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Читайте также:  Список молочной кухни в московской области 2021 по областям

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, – ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов. Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права. Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Спецоценка условий труда: за что штрафуют кадровиков

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье.

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому в этом году штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

  • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
  • для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юрлица, — штраф 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен такой мерой как приостановка деятельности в административном порядке на период до 90 суток;
  • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.
Читайте также:  Шумные работы в многоквартирном доме закон рф 2021 екатеринбург

В организации создано несколько обособленных подразделений. Могут ли привлечь организацию к административной ответственности если организация проведет специальную оценку условий труда на рабочих местах в обособленных подразделениях и не проведет ее в головном подразделении?

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Из разъяснений Роструда следует: максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли спецоценку. 10 их или 100 — компания заплатит не более 80 тыс. руб. В судебной практике такой подход тоже отражен. Например, Решение Свердловского областного суда от 19.12.2017 по делу N 72-1595/2017 — «бездействие юридического лица образует состав одного административного правонарушения и подлежало единой квалификации по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда. Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.

  • создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
  • передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
  • составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
  • своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
  • подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
  • доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
  • размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
  • передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
  • внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
  • предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.

До 31 декабря 2018 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2019 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2020 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Специальная оценка условий труда

Выход в свет Федерального закона № 421-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлек за собой изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

  • Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.
  • Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ. наказанию за аналогичное нарушение.
    На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических — 50-70 тысяч рублей.
  • Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 60-80 тысяч рублей.
  • Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров. На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица — 80-100 тысяч рублей.
  • Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке. На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица — 110-130 тысяч рублей
  • Не предоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты).На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица — 130-150 тысяч рублей.
  • Не соблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 50-70 тысяч рублей
  • Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека. Штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности;
  • То же, повлекшее смерть человека по неосторожности — лишение свободы до 4 лет.
  • То же, повлекшее смерть двух лиц и более — лишение свободы до 5 лет.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Читайте также:  Бытовые услуги населению перечень 2021

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

Исследования и измерения. Эксперт, испытательная лаборатория и другие работники организации, проводящей СОУТ, проводят измерения всех идентифицированных вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Перечень таких факторов комиссия формирует:

  1. Предоставить организации, проводящей СОУТ, сведения и документы, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по этому поводу. Состав информации должен быть указан в договоре на оказание услуг по проведению спецоценки. Это может быть: технологическая документация, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин установленным требованиям. Если работодатель не предоставит указанные сведения и документы или не даст разъяснений, исполнитель приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней.
  2. Предоставить организации, проводящей спецоценку, предложения по выявлению на рабочих местах сотрудников потенциально опасных факторов, если такие предложения выдвинули сами сотрудники.
  3. Не сужать преднамеренно круг вопросов, которые необходимо выяснить при проведении СОУТ и которые влияют на результаты ее проведения.
  4. Давать работнику разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте.

Эксперт заносит результаты идентификации в протокол, который после утверждает комиссия по проведению специальной оценки. Если эксперт не нашел вредных или опасных производственных факторов, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения не проводятся.

  • Д 76 (субсчет «расчеты с ФСС по травматизму») К 86 (целевое финансирование) – при одобрении расходов ФСС;
  • Д 69 К 76 – отражены затраты на предупредительные меры за счет ФСС;
  • Д 86 К 98-2 – средства, потраченные на финансирование предупредительных мер, отражены в составе доходов будущих периодов;
  • Д 98-2 Кредит 91-1 – учтен прочий доход в сумме финансирования.

В 2019 году Минтруд активно выявлял работодателей, махнувших на спецоценку рукой, и выставлял им предупреждения, давая время на исправление. Эта работа продолжается. Министерство обещало быть снисходительными к тем, чье бездействие не привело к нарушениям прав работников и не причинило вреда их здоровью.

  • Появление рабочих мест, не участвовавших в СОУТ.
  • Коррекция технологии производства, изменение состава сырья, материалов, смена оборудования.
  • Предписание трудинспекции (других проверяющих в сфере охраны труда и соблюдения трудового законодательства).
  • Выявление профзаболевания, возникшего вследствие воздействия производственных факторов.
  • Если произойдет несчастный случай (кроме ситуации, когда виновными окажутся третьи лица).
  • Изменение СИЗ, если это скажется на уровне воздействия на работников вредных факторов.
  • Внесение обоснованного предложения от профсоюза.

Законодательство предъявляет определенные требования к организациям, проводящим СОУТ. Например, необходимо, чтобы в штате присутствовало пять и более экспертов (работающих по трудовому договору), каждый из которых обязан иметь сертификат на право выполнения таких работ. Подробности можно найти в статье 19 Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013.

Важно! Необходимо получить одобрение Фонда на финансирование. Соответствующее заявление подается в отделение ФСС до 1 августа текущего календарного года. Подробнее о документах, прилагаемых к заявлению, читайте в п. 4 Правил, утвержденных Приказом №580Н.

Не; успели пройти спецоценку труда

А тем, кто совсем не прошел спецоценку, скорее всего придется платить по максимуму. Кроме штрафа, инспектор оформит предписание — пройти спецоценку за 30 дней. По моему опыту, этого времени не хватает, а значит, может быть еще один штраф, за невыполнение предписания — от 100 000 до 200 000 рублей.

Инспекция труда вправе оштрафовать работодателей в течение года после прохождения спецоценки. То есть сделать спецоценку можно и сейчас, но риск получить штраф за опоздание всё равно есть. Если компания проводит спецоценку до 28 февраля 2019, то штраф может получить до 28 февраля 2020 года. Например, если за это время придет проверка и найдет нарушение. Дата считается с момента, когда работодатель утвердил отчет о спецоценке.

В середине января на сайте Роструда появилась информация о том, что «планируется реализация механизма предупреждения для данных нарушений». В переводе это значит: работодателю будут отправлять предупреждение, а лишь потом штрафовать. Некоторые решили, что штрафов не будет, и можно не торопиться. Это не так.

  • провести оценку рабочих мест как можно быстрее;
  • подать декларацию в инспекцию труда. При этом не стоит бояться: сотрудники отдела по приему деклараций не ловят нарушителей, они лишь принимают документ. Когда компания сдает декларацию, непонятно, сделана ли спецоценка с опозданием, или это обычная оценка для новых рабочих мест;
  • постараться не нарушать права сотрудников, чтобы не пришла внеплановая проверка. Например, не задерживать зарплату.

Штраф за отсутствие соут на рабочем месте

Отраслевая — напрямую связана со сферой деятельности организации. Очевидно, что для офисов требования будут одни, а для крупных промышленных предприятий уже совсем другие. При их разработке рассматривалось огромное количество факторов, с учетом которых они и были составлены. Стоит отметить, что зачастую деятельность организации охватывает разные области, а, следовательно, требуется соблюдение требований для каждой из них.

Сюда, в том числе, относятся и нарушения, связанные с правильным оформлением и ведением документации по охране труда. Для того чтобы разобраться, кто и в каком случае может понести ответственность по данной статье, условно разделим законодательную базу, связанную с охраной труда на две части:

  • подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
  • подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

При выполнении своих обязанностей, в зависимости от вида работ и условий труда на рабочем месте, сотрудники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ). Задача СИЗ снизить уровни воздействия вредных условий труда на состояние организма работника, а, также, предотвратить получение возможных травм или снизить их тяжесть в случае, если травма все-таки получена. Нормы и правила выдачи СИЗ регулируются двумя документами:

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус