Роспуск Госдумы Президентом Рф

Содержание

Основания и механизм роспуска Государственной Думы РФ

Недостатком существующего в России механизма парламентской ответственности Правительства мы полагаем отсутствие в нем отсрочки голосования вотума недоверия, которая в зарубежной конституционной практике является обязательной. Отсрочка голосования дает возможность сторонам достичь компромисса, выработать взаимоприемлемой решение и в конечно счете избежать правительственной отставки или парламентского роспуска, вызывающих острый кризис власти. Институт отсрочки голосования по выражению недоверия Правительству РФ Государственной Думой, равный 48 часам, значительно бы снизил риск необоснованного роспуска Государственной Думы. Существенным пробелом рассматриваемого конституционного института выглядит и отсутствие в части 3 статьи 117 Конституции РФ определенного срока для принятия Президентом РФ решения об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы в случае повторного выражения недоверия Правительству, что теоретически дает возможность главе государства сорвать принятие необходимого решения, затянув правительственный кризис. Представляется, что этот срок должен быть аналогичен сроку принятия Президентом решения об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы в случае отказа Правительству в доверии нижней палатой, установленный в части 4 статьи 117 Конституции, который равен семи дням.

Роспуск представительного органа государственной власти всегда выражает принудительную меру конституционно-правового характера, направленную на досрочное прекращение деятельности этого органа, осуществляемую, как правило, главой государства. В государстве федеративном роспуск представительного органа субъекта федерации может осуществляться федеральными органами государственной власти в порядке федерального принуждения. Роспуск представительного органа государственной власти есть одномоментное прекращение его легислатуры, влекущее утрату им своих полномочий, в том числе права принимать какие-либо акты. Роспуск может полагаться мерой конституционной ответственности, конституционной санкцией, если основанием роспуска служит определенный конституционный деликт, совершенный представительным органом, то есть, объективно противоправное поведение. Такое основание имеет, например, роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае принятии этим органом актов, противоречащих федеральному законодательству, установленном соответствующим судом, поскольку нарушение законодательства при всех условиях является противоправным деянием, влекущим юридическую ответственность. Напротив, роспуск того же органа в виду неоднократного отклонения им представленных Президентом РФ кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может считаться мерой конституционно-правовой ответственности, поскольку основанием роспуска выступает допустимое поведение.

Роспуск Госдумы Президентом Рф

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним: · дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской.

Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны.

В каких случаях роспуска государственной думы президентом рф

И в тече­ние 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных ва­риантов своих действий в его отношении.
Загрузка… В каком случае случаях Президент РФ имеет конституционное право распустить Государственную Думу?

В частности, Конституция предусматривает, что упоминаемые в ст. 84 случаи установлены в ее ст. 111 и 117: 1) троекратное отклонение Государственной Думой представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства. Данное основание носит императивный характер, следовательно, Президент в этом случае не может не распустить Государственную Думу; 2) выражение Государственной Думой недоверия Правительству.

В каких случаях президент рф может распустить думу

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы: 1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии; 3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В частности, на данную ситуацию возможно распространение по аналогии позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Постановлении от 01.12.1999 N 17-П об обязательности отстранения от должности Генерального прокурора на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. При этом если в отношении указанного должностного лица в отсутствие иного правового регулирования решение принимает Президент, то основанием приостановления полномочий главы государства должно служить постановление Государственной Думы. Конституция, однако, прямого ответа на этот вопрос не содержит. Ясность может быть внесена либо толкованием Конституционного Суда, либо федеральным законодателем.

Читайте также:  Требования к хранению страховочной привязи

Конституционные основы роспука Гос Думы Федерального Собрания РФ

Роспуск Государственной Думы не может привести к бессрочному прекращению деятельности данной палаты, поскольку это могло бы парализовать Федеральное Собрание в целом. Конституция РФ (ч. 2 ст. 109) поэтому устанавливает, что в случае роспуска Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Это в определенной мере связывает Президента РФ, который вынужден учитывать состояние общественного мнения и возможность избрания политически неблагоприятного для него нового состава Думы. Роспуск Думы означает прекращение ее полномочий, осуществление которых возможно в ходе заседания (принятие законов, объявление амнистии и др.), но не в других формах (работа комитетов, парламентские слушания и др.).

Предусмотренные Конституцией РФ гарантии против произвольного роспуска .Государственной Думы способствуют ее стабильности и урегулированию разногласий законодательной и исполнительной властей без применения крайних мер.

В каком случае (случаях) Президент РФ имеет конституционное право распустить Государственную Думу

111 статья
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Президент рф имеет право роспуска государственной думы в случаях

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. 3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. 5.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. 111 статья4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. 117 статьяСтатья 117 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Статья 109 Конституции Российской Федерации

Соответственно ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп.) установил в ч. 1 ст. 6, что проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией РФ и данным ФЗ, является обязательным. В ч. 2 и 3 этой статьи изложены приведенные выше положения, вытекающие из ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а согласно ее ч. 4-7 при роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы ее депутатов, эти выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение ЦИК о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

У нас попытка создания в 1991 г. формы правления, близкой к американской, успеха не имела. Низкий уровень политической культуры общества привел к тому, что законодательная и исполнительная власть не сумели наладить сотрудничество, оказались неспособными к компромиссам, и конфликт между ними чуть не вызвал в 1993 г. гражданскую войну. Конституционных же выходов из возникшего тупика не было. Поэтому при разработке действующей Конституции РФ было решено такие выходы создать, и одним из них стал институт роспуска Государственной Думы Президентом РФ. Это полномочие Президента записано в п. «б» ст. 84 Конституции и урегулировано в ее ст. 111 (ч. 4) и 117 (ч. 3 и 4) в связи с формированием Правительства РФ и его взаимоотношениями с Государственной Думой (см. комм. к этим статьям). Из формулировки комментируемой части можно сделать вывод, что во всех указанных в Конституции РФ случаях досрочный роспуск Государственной Думы зависит от усмотрения Президента, однако это верно только применительно к ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, тогда как часть 4 ст. 111 недвусмысленно обязывает Президента распустить Государственную Думу, если она трижды отклонит предложение Президента о кандидатуре Председателя Правительства.

Читайте также:  Что Делать При Утере Социальной Карты Школьника

Государственная Дума: структура, организация работы, конституционные полномочия и основания роспуска

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Вопрос 52

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания в соответствии со своим регламентом. Палата принимает по данному представлению мотивированное решение, о котором в течение трех дней извещает Генерального прокурора РФ. Отказ палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу и влекущим прекращение такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Частью парламентского иммунитета является также «свидетельский иммунитет» — право отказа члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Основания для роспуска Государственной Думы Федерального Собрания

3. Если Председатель Правительства РФ ставит вопрос о доверии Правительству РФ, а Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после её избрания в случаях повторного выражения недоверия или отказа в доверии Правительству РФ. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, а также с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Функции Государственной Думы РФ и основания ее роспуска

Ведущую роль в законотворческой деятельности принадлежит Государственной Думе. Однако Дума осуществляет и иные функции, которые и станут предметом рассмотрения в данной работе. Помимо всего прочего акцент будет сделан и на порядок роспуска Государственной Думы. В данной работе содержится научная и юридическая характеристика института роспуска представительного органа государственной власти. Обосновывается, что роспуск представительного органа государственной власти является институтом конституционного права и в этом качестве представляет собой связанную совокупность конституционно-правовых норм, определяющих основания, механизм и конституционно-значимые последствия роспуска. Несмотря на различие в основаниях и процедуре роспуска разных представительных государственных органов, существуют общие черты, позволяющие говорить о наличии единого комплексного института конституционного права. В работе дается определение института роспуска представительного органа государственной власти, который представляет собой меру конституционно-правового принуждения, направленную на разрешение конституционного конфликта, состоящую в досрочном прекращении деятельности этого органа во всех организационно-правовых формах с момента роспуска в целях обеспечения согласованного и непрерывного функционирования органов государственной власти.

Исследование практических вопросов парламентского роспуска в России позволяет сформулировать вывод о том, что наличие в Конституции РФ института индивидуальной правительственной ответственности, наряду с коллективной, сделало бы процедуру выражения недоверия исполнительной власти менее болезненной и позволило бы избежать роспуска Государственной Думы. Последняя могла бы безбоязненно высказывать недоверие членам Правительства, поскольку выражение недоверия отдельным министрам согласно, например, зарубежной практике не влечет отставки всего правительства и, соответственно, не вызывает ситуацию парламентского роспуска.

Читайте также:  До Какого Часа В России Можно Шуметь?

Роспуск Государственной Думы

Следует подчеркнуть, что Президент РФ является единственным субъектом роспуска Государственной Думы, причем это право является его прерогативой, которой исполняющий президентские обязанности пользоваться не может (часть 3 статьи 92 Конституции РФ). Право роспуска Государственной Думы относится к числу трех непередаваемых полномочий главы государства, осуществляемых только им лично, что само по себе свидетельствует о значимости института роспуска.

Но роспуск является мерой конституционного порядка, средством преодоления конфликтов конституционным путем лишь в случае, когда он увязан с идеей парламентаризма, при условии, что акт роспуска сопряжен с решением о скорейшем возобновлении парламентской деятельности, содержит указание на проведение досрочных парламентских выборов, которые должны состояться в сроки, достаточные для проведения демократической избирательной кампании. В противном случае роспуск выборного органа государственной власти равносилен его разгону, противоречащему идее народного представительства. Подобное требование вполне выдержано, например, в институте роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Согласно части 2 статьи 109 Конституции РФ в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, что, заметим, обеспечивает своевременное возобновление парламентской деятельности. В то же время продолжительность этого периода определена, на наш взгляд, не вполне удачно. Было бы корректнее обозначить этот период не в месяцах, а в днях, что имеет место, например, в отношении досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, выборы в который должны быть проведены не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий (п. 5 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Презентация к уроку Истоки демократии в России

«Принципы демократии в Афинах и современной России» Афины вVв. до н.э. Россия 1. Участие всех граждан с 20 лет в управлении 1.Участие всех граждан в управлении с 18 лет 2. Выборность и отчетность должностных лиц 2. Выборность и отчетность должностных лиц

Постоянный численный состав Государственной Думы -450 депутатов. Государственная Дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума «нижняя палата»

Петиция за роспуск Государственной Думы

Хватит так жить! Почему у высокопоставленных лиц пойманных на взятке, миллиарды вывозят вагонами из дома? Где справедливость? Это же всё не за один день наворовано. Куда смотрят соответствующие органы? Почему у депутатов часы за сотни миллионов долларов, а студенты получают стипендию 1120 рублей в месяц, а после окончания учебного заведения никуда не могут устроиться, и получают пособие по безработице в размере 1080 рублей в месяц. Граждане, это уже не смешно. Хватит водить нас за нос и обещать красивую жизнь в этой стране.

Люди не хотят жить в такой стране! Пока депутаты в Государственной Думе сидят и «жируют», придумывая иногда настолько бестолковые законы, и при этом получают огромные деньги, обычные люди собирают копейки на еду. Кто уже окончательно потерял надежду на помощь нашего правительства, спиваются.

Роспуск представительного и законодательного органа

Согласно ст. 111 Конституции РФ предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность или в тот же срок после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. Госдума обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения. Она вправе отклонить предложенную Президентом РФ кандидатуру, после чего Президент РФ вносит на рассмотрение Госдумы ту же самую или новую кандидатуру. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ разъяснил, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

5. Для сохранения стабильности демократических институтов в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения устанавливается запрет на роспуск Госдумы, что продолжает перечень гарантий, направленных на недопущение произвольного ее роспуска.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус