Роль Мотивов Взятки В Комедии Ревизор

Урока: «Обучение сочинению-рассуждению на тему «Картина жизни города n в комедии Н

Говоря об идейном замысле комедии, Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу…все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем».

(Следует подчеркнуть, что Гоголь создавал не столько отдельные фигуры чиновников, сколько целую «корпорацию воров и грабителей». Не случайно потому и кольцевое обрамление комедии – массовые сцены, в которых показана группа правителей города, обеспокоенных приездом ревизора).

Реферат: Судейские мотивы в комедии Н

^ Научная новизна диссертационного сочинения обусловлена малой изученностью судейских мотивов в отечественном литературоведении. Не существует специальных работ, посвященных выявлению и сопоставительному анализу судейских мотивов в историко-литературном и историко-журналистском аспектах.

^ Первая глава диссертации «Судейские мотивы в журнальной литературе 1834 – 1836 гг.» открывается параграфами «Состав понятия «журнальная литература» и «Круг журнальных интересов Н. В. Гоголя». Эти вводные параграфы, объединённые в один раздел, посвящены разбору статьи Н. В. Гоголя «О движении журнальной литературы, в 1834 и 1835 году», где сам писатель определяет свойства «повременных» изданий второй половины 1830-х годов. Уже в статье обнаруживается ряд судейских мотивов, реализующихся, в первую очередь, как форма критического осуждения явлений зарождающейся в этот период российской массовой прессы. Обвинения Гоголя чётко структурированы и обоснованы; писатель выделяет четыре свойства, которыми, по его мнению, и определялся «главный характер» журнальной критики. В первом разделе в качестве вопросов сформулированы принципы и цели анализа «повременных» изданий. На какой литературно-журнальной «почве» была создана комедия «Ревизор»? Существуют ли сюжетные, тематические и мотивные связи между пьесой и массивом журнальных текстов «её времени»? Можно ли выделить среди этих публикаций произведения, связь которых с «Ревизором» определяется мотивным сближением и даже родством? В соответствии с логикой исследования весь материал первой главы разделён на параграфы, каждый из которых посвящён одному из обнаруженных в периодике «судейских» текстов.

Роль Мотивов Взятки В Комедии Ревизор

Но в «Ревизоре» есть и другая общественная сила, которая угрожает благополучию бесконтрольных носителей уездной власти. Боясь предстоящей ревизии, Городничий вынужден признаться: «Купечество да гражданство меня смущает. Говорят, что я им солоно пришелся». Опасения Городничего оправдались: «купечество и гражданство», т. е. основное население города, услышав о приезде крупного чиновника из Петербурга, поднимаются против Городничего. Сцена жалоб на Городничего углубляет конфликт пьесы и ее идейный смысл. Над головой хозяина города нависает катастрофа, и идет она оттуда, откуда и следовало ее ожидать: от граждан, от простых людей, от народа. Выразительна авторская ремарка: «В окно высовываются руки с просьбами». Протест против уездной власти принимает массовый характер. Автор подводит читателя и зрителя к мысли об антинародности полицейско-бюрократического аппарата и о необходимости серьезных преобразований.

Глубокий социальный смысл таит в себе и сюжет «Ревизора». Это не такой сюжет, на который не мог бы обидеться даже квартальный. В «Ревизоре» Гоголь сохранил политическую тему ненаписанной комедии «Владимир третьей степени», хотя и перенес действие в далекую провинцию. Сюжетный конфликт пьесы заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от присланного из столицы ревизора свои служебные преступления. Именно это составляет сущность драматической борьбы в пьесе. Приложив все усилия к тому, чтобы обмануть мнимого ревизора, чиновники-преступники оказались беззащитными перед настоящим обвинителем, потребовавшим их к ответу. Развязка «Ревизора» нередко рассматривается как «внешний придаток» к сюжету комедии, завершившемуся будто бы чтением письма Хлестакова, из которого выяснилось, что его ошибочно приняли за ревизора. Но на этом действие комедии не могло закончиться. С обнаружением ошибки чиновников завязка «Ревизора» еще не получила развязки. Читателям и зрителям комедии необходимо было узнать, приехал ли настоящий ревизор, о котором сообщалось в письме, полученном Городничим, и сумеют ли чиновники обмануть этого ревизора. Последняя сцена дает ясный ответ: настоящий ревизор приехал и одурачить его не удастся. В этом смысл появления в конце пьесы жандарма и следующей затем немой сцены, которой Гоголь придавал большое значение. Слова жандарма «поражают как громом всех», и вся группа почти полторы минуты, согласно ремарке Гоголя, «остается в окаменении». Финальная сцена комедии содержит в себе непримиримое отрицание мира сквозник-дмухановских и держиморд, справедливый приговор этому миру.

Читайте также:  Реквизиты На Оплату Госпошлины На Замену Прав Чтта

Роль Мотивов Взятки В Комедии Ревизор

Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что‑то такое, что внушает робость».

Какова роль ремарок в комедии ревизор

Ремарка — это авторские пояснения, сопровождающие действие в драматическом произведении. Например, в первом действии комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» городничий читает письмо. «. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами). и уведомить тебя».

Поскольку комедия — это произведение, которое ставят на сцене, ремарки в ней предназначены для того, чтобы актеры лучше поняли свою роль. Но не только. Если же комедию не смотреть в театре, а читать, то ремарки помогают увидеть авторское отношение к героям, помогают читателю глубже понять образы героев, их характеры, побудительные мотивы.

Роль Мотивов Взятки В Комедии Ревизор

Между тем в пьесе тема столицы чиновничье-бюрократического государства и государства в целом возникает неоднократно. Вспомним слова Земляники о «благоустроенном государстве»: здесь достойная великого сатирика ирония распространяется на всю государственную машину. Далеко за пределы уездного города выводит гоголевскую сатиру признание Городничего: «. мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов. » Система мошенничества и обмана, которую так мастерски умел использовать Городничий, не ограничивается ни уездным городом, ни даже губернским. И поэтому у Сквозник-Дмухановского вполне естественно возникает досада: чем же он хуже других и почему именно он должен страдать? С полным основанием актер, игравший Городничего, обращаясь к публике, бросал в зрительный зал: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь. Эх вы. » (реплика, появившаяся в издании 1842 г.).

Но самое значительное отражение «петербургской темы» в «Ревизоре» — гениальный образ Хлестакова. Мелкий чиновник самозабвенно, в упоении мнимого величия, проявляя «легкость необыкновенную в мыслях», приписывает себе все, о чем он мог и даже не мог мечтать. В своих советах актеру, играющему роль Хлестакова, Гоголь указывал: «Актер особенно не должен упустить из виду это желанье порисоваться», или, как писал он актеру И. И. Сосницкому 2 ноября 1844 г., «желанье сыграть роль чином выше своей собственной». Гоголь предостерегал от трактовки образа Хлестакова как простого лгуна. «. Он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит» — так в сочетании с необыкновенным легкомыслием проявляется у него неудержимое стремление казаться значительным лицом См.: Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. — М., 1984. — С. 129.. В образе петербургского чиновника и франта комедиограф воплотил хлестаковщину как одно из закономерных порождений сословно-бюрократического строя, как один из важнейших пороков, свойственных человеку, воспитанному этим строем. Это карьеризм, принявший крайние формы: когда человек выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем он не является, когда чиновник, превышая свои права и полномочия, пытается изобразить из себя важную персону. Хлестаков — нарицательное имя, ставшее незаменимым при обозначении определенного социального явления. Автор хорошо сознавал обобщающую силу созданного им художественного образа. В нем отражено противоречие между мнимой значительностью и действительной ничтожностью, свойственное многим персонажам писателя-сатирика, которое и становится источником комизма.

Читайте также:  Упражнение 45 Для 3 Возрасной Группы Для Военнослущащих

Судейские мотивы в комедии Н

Согласно позиции ряда литературоведов (А. Белого, Ю. В. Манна, В. А. Воропаева), немая сцена не может быть понята без обращения к мотиву Страшного Суда. Этот мотив знаменует не только кару для чиновников на сцене и даже не угрозу всем российским мздоимцам, а скорее свидетельствует о надвигающейся неизбежности для самого зрителя.

Теснейшие мотивные и тематические связи с гоголевской комедией обнаруживаются в напечатанных в «Библиотеке для чтения» записках Патрика Гордона, англичанина, состоявшего на службе при царе Алексее Михайловиче. Материал этих заметок стал основой для публикации под названием «Русские подьячие XVII века». Целый ряд «судейских» героев выведен в рассказе А. Шидловского «Пригожая казначейша. Сцены уездного города», сюжетные линии которого могли запомниться автору «Ревизора». Повесть А. Ф. Вельтмана «Провинциальные актёры», опубликованная в 10 томе «Библиотеки для чтения» за 1835 год, входит в ряд признанных исследователями литературных предшественников «Ревизора». В диссертации представлен анализ возможных тематических и мотивных связей этой повести с пьесой Гоголя. Также в работе указывается на текст водевиля в двух действиях «Стряпчий под столом» как на один из возможных источников гоголевского «Ревизора». Этот текст, переведённый с французского Г. Ленским и «адаптированный» для русского читателя («вольный» перевод), был известен в 1830-е годы под названием «Monsieur Jovial». Многие из обнаруженных образных, мотивных и тематических параллелей между журнальными публикациями и гоголевским «Ревизором» проведены впервые.

Взятки в ревизоре

Широта обобщения в «Ревизоре» возрастала и благодаря следующей особенности творческой манеры Гоголя. Обычно комедиографы до Гоголя противопоставляли порочным и развращенным персонажам мир настоящей, честной жизни.

События разворачиваются в уездном городе Саратовской губернии в 1831 году. В этом маленьком городе как в любом государстве есть своя юстиция, здравоохранение, просвещение. Во главе каждого учреждения свои чиновники. Самый главный – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – начальник уездного города. Свою карьеру он начал молодым, с самых низов, и, к старости дослужился до начальника уездного города.

О чем мечтают герой в комедии Н

Предромантизм в зарубежной, русской литературе, понятие героя и персонажа. Истоки демонических образов, герой-антихрист в повести Н. Гоголя «Страшная месть». Тип готического тирана и проклятого скитальца в произведениях А. Бестужева-Марлинского «Латник».

Читайте также:  Сроки И Порядок Взыскания Налоговой Задолженности С Ип Если Она Закрыта

На подступах к комедии «Ревизор»: семейно-бытовая пьеса «Женитьба». Эстетика и поэтика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». История создания, новаторство, развитие конфликта и основные мотивы. Борьба вокруг комедии «Ревизор». Гоголь о значении театра и комедии.

Роль Мотивов Взятки В Комедии Ревизор

Любопытный каламбурно-кулинарный эффект возникает во фразе “А подать сюда Землянику!” (из речи городничего). • С этой темой перекликается тема «Еда в языке, во фразеологизмах» . Их рассыпано в тексте пьесы множество: городничий купцам “ солоно пришёлся ”, Аммос Фёдорович шёл к городничему “ попотчевать [его] собачонкою ”, на улицах города “кабак”, городничий собирается “ задать перцу ” всем просителям, он же говорит о купцах: “ Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды ” (мотив еды-наказания возникнет в обратной речи купцов о городничем: “ Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать — это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селёдки” ); встречаются в пьесе и выражения “ судьба-индейка”, “кукиш с маслом ”.

Особую группу оборотов составляют выражения, которыми описывается голод, желание есть: “ желудочное трясение ” испытывает Добчинский, у Осипа “ в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы ”.

Готовые школьные сочинения

Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны. Единственный, кто первый понял ошибку, это слуга Хлестакова Осип, который, боясь за своего господина, увозит его под предлогом спросить благословения на брак у дядюшки. Здесь Гоголь использует типичную ситуацию в драматургии, когда слуга оказывается умнее своего господина, но им тоже владеет страх.

Все чиновники уже объяты страхом, пока Хлестаков спит. И уж совсем чиновники падают духом, когда “ревизор” начинает “рассказывать” им о своей жизни в Петербурге: он с “Пушкиным на дружеской ноге”, “всякий день на балах”, “управляет департаментом”, “к министрам вхож” и т. д. И чтобы войти в доверие к проверяющему, снискать его расположение, они начинают “одалживать” ему деньги, то есть давать взятки, чтобы таким образом откупиться от своих грехов, ибо знают, что “все так поступают”, как говорит Городничий. Именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, “фитюльку”, ничтожество, “елистратишку” за важного человека.

Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»

Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).

Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус