Реестр Заболеваний Для Получения Инвалидности Связанной С Чернобылем

Как оформить инвалидность после изменений 2022 года

Для II группы показателем является отклонение от нормы в 70-80%. Человек в состоянии совершать простые действия (в том числе прибегая к спецсредствам или помощи иных лиц). Он работает, несмотря на физические или психические отклонения, но в особых условиях. Среди заболеваний:

  • медицинским учреждением по факту проведения комплекса мероприятий, несмотря на которые сохраняется стойкое нарушение функций организма;
  • ПФР или соцзащитой — при наличии документов, которые подтверждают отклонения в функциях из-за болезни, травм, дефектов.

Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок-инвалид») впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации принимается бюро МСЭ на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении, выданном медицинской организацией.

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.
  1. Установление диагноза в медицинском учреждении.
  2. Медорганизация самостоятельно направляет документы на МСЭ.
  3. Пациента вызывают для прохождения комиссии.
  4. Документы с результатами и установленной группой направляют в ПФР для назначения пенсии.
  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.
  • нарушение психических функций;
  • расстройство языкового и речевого аппарата;
  • нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
  • нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
  • расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
  • нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.

К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Реестр Заболеваний Для Получения Инвалидности Связанной С Чернобылем

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минтрудом России. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направить на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функции организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Решение о признании человека инвалидом принимается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по результатам экспертизы. Однако много вопросов о том, как оформить инвалидность поступает в Департамент труда и соцзащиты Москвы. Рассказываем алгоритм действий.

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) можно получить в медицинских организациях, а также в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, в органах социальной защиты населения при наличии у гражданина медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Только лечащий врач, зная диагноз, результаты лечения, реабилитации и абилитации пациента, определяет, есть ли признаки инвалидности, поэтому лучше всего обращаться за направлением на МСЭ к нему.

Если по результатам проведенной экспертизы человек не признан инвалидом, то ему, по желанию заявителя, выдается справка о результатах МСЭ. Обжаловать решение МСЭ можно в течение месяца с момента проведения экспертизы обратившись в бюро, проводившее МСЭ, в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде на сайте Госуслуг. Также в бюро работает горячая линия по вопросам медико-социальной экспертизы: 8 (495) 916-03-09.

Признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, при отсутствии направления на МСЭ осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия.

  • Согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя);
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ — дополнительно «вид на жительство»; удостоверение беженца предъявляется лично, для иногородних граждан — свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией или органом социальной защиты населения, или пенсионным органом;
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • Акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • Для уволенных с военной службы — свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • Копия трудовой книжки;
  • Медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • Профессионально-производственная характеристика с последнего места работы.

Реестр Заболеваний Для Получения Инвалидности Связанной С Чернобылем

2.2. Организовать патолого-анатомические исследования умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭ, лиц с установленной причинной связью заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием и выдачу родственникам заверенной копии патолого-анатомического заключения о причине смерти для принятия решения МЭС о связи смерти с радиационным воздействием. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие.

6. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения.

Перечень документов представляемых на рассмотрение экспертного совета для решения вопроса о связи заболеваний, инвалидности, смерти с воздействием радиационных факторов участников ликвидации аварии на ЧАЭС, ПО «Маяк», ветеранов подразделений особого риска, лиц, проживавших в районе Семипалатинского полигона и реки Теча

Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы.

— заверенная печатью медицинского учреждения, выдавшего документ, ксерокопия протокола патологоанатомического или судебно-медицинского (судебно-химического) исследования. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие;

Когда комиссия уже ушла и я понял, что программу дополнительного обследования подписали зря, бабушка написала отказ от нее. Текст я составил сам от лица бабушки, принес в бюро, но там принять его отказались. Пришлось посылать заказным письмом — потратил сто рублей.

Вот как должен выглядеть процесс. Пациент наблюдается в поликлинике, и участковый терапевт видит, что его состояние соответствует определенной группе инвалидности. Тогда терапевт выписывает направления на анализы, осмотр узкими специалистами и другие обследования. Если пациент не в состоянии прийти на обследования, все делают на дому.

Потом оказалось, что пациент или его родственники не обязаны много ходить, ждать в очередях и искать нужных врачей. Сначала я оформлял инвалидность для своей мамы, а потом для бабушки, поэтому изучил весь процесс. Маме присвоить группу не успели, но с бабушкой это получилось. В статье расскажу, как себя вести, чтобы затратить минимум времени на получение инвалидности.

Цель жалоб не наказать поликлинику, а добиться, чтобы они сделали все без лишних хождений с вашей стороны. Все обращения можно подавать электронно. На сайтах ведомств ищите разделы вроде «Интернет-приемная», «Обращения граждан» или «Подать обращение». Если видите телефон горячей линии, можете звонить. Я заметил, что на телефонные обращения реагируют оперативнее, но после письменных заявлений вопросы решаются проще.

Читайте также:  Уполномоченный по правам ребенка в киргизии в 2022 году

На этом этапе человек, которому оформляется инвалидность, может отказаться от дополнительных обследований. Тогда специалисты бюро МСЭ примут решение без них. Поэтому решайте по ситуации. Если считаете, что без этих данных инвалидность не дадут, или дадут группу ниже, или не получите что-то важное и дорогое по программе реабилитации, пройдите новые обследования. В остальных случаях не стоит тратить время — пишите отказ. Форму отказа можете попросить сразу же на комиссии или написать его в свободной форме.

Как оформить удостоверение пострадавшего от воздействия радиации

  • граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы;
  • членов семьи, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы;
  • граждан, получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу; ставших инвалидами вследствие указанных событий.

Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, дополнительно потребуется справка единого образца, выдаваемая органами исполнительной власти Челябинской, Курганской или Свердловской области.

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);

Вы можете получить удостоверение подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, если проживаете в Москве по месту жительства и в 1949–1963 годах проживали в населенных пунктах на территории России и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Вы можете получить удостоверение эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, если проживаете в Москве по месту жительства и относитесь к:

Выдача удостоверения инвалидам Чернобыльской АЭС В избранное

  1. Формирует комплект документов с учетом информации, полученной в результате межведомственных запросов.
  2. Проводит проверку сведений, представленных в комплекте документов.
  3. В случае принятия решения об отказе в выдаче удостоверения (дубликата удостоверения):
    • готовит проект письма в адрес заявителя об отказе в выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) (письмо об отказе);
    • после подписания главой Администрации направляет письмо об отказе заявителю.
  4. В случае принятия решения о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения):
    • готовит проект распоряжения Администрации о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) (распоряжение);
    • после подписания главой Администрации направляет копию распоряжения заявителю;
    • направляет в Комитет по социальной политике Санкт‑Петербурга комплект документов и распоряжение Администрации, а также заявку на выдачу бланков удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для формирования заявки в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на выдачу бланков удостоверений.
  1. Заявление о выдаче удостоверения по форме.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  3. Свидетельство о рождении — для детей, не достигших 14‑летнего возраста (за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга).
  4. Свидетельство об усыновлении — для детей, не достигших 14‑летнего возраста (за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга).
  5. Удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения.
  6. Удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  7. Заключение межведомственного экспертного совета или военно‑врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы (в случае отсутствия соответствующих сведений в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ)).
  8. Справка федерального государственного учреждения медико‑социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности — для инвалидов.
  9. В случае обращения услуги членов семьи, потерявших кормильца, дополнительно предоставляются:
    • удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом, на умершего гражданина, выданное ранее;
    • свидетельство о смерти (за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга);
    • свидетельство о браке (за исключением документов, выданных на территории Санкт‑Петербурга):
    • документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).

Все реквизиты бланка удостоверения (дубликата удостоверения) подлежат обязательному заполнению черными чернилами. Внесение исправлений в удостоверение (дубликат удостоверения) не допускается. Удостоверение с внесенными исправлениями считается недействительным.

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Комментарий: Государственная услуга не предоставляется лицам, перечисленным в пп. 1 и 2 п. I, в случае если они являются работающими или проходящими военную (приравненную к ней) службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получают пенсионное обеспечение в этих органах или членами их семей.

После нашего обращения в Конституционный Суд аппарат КС запросил у всех отзывы, после чего бюро медико-социальной экспертизы пересмотрело дело Подвязникова и исправило формулировку на: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». В результате, хотя согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а предоставляет право на получение либо пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, моему доверителю была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой им.

В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.

Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г. № 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2022 г. № 31656/2022 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ), за работником сохраняется прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода. Также, согласно п. 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, инвалидность I группы устанавливается на два года, а инвалидность II и III групп — на один год. Таким образом, если работник-инвалид, нуждающийся в более легкой работе, предоставил работодателю документы, подтверждающие установление инвалидности на указанный срок, оформляется временный перевод.

Работник вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, указанных в ИПРА (ИПР), а также от реализации программы в целом. В этом случае работодатель освобождается от ответственности за ее исполнение. (ч. 5 ст. 11 Закона N 181-ФЗ, ч. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ.)

Обязанность работника представлять документы, подтверждающие его инвалидность, работодателю нормативно не предусмотрена. Работник может представить такие документы по собственному желанию, причем как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности.

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Увольняемому работнику в таком случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л), гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, действительны в течение 90 дней со дня выписывания.

Иное истолкование оспариваемых норм вступало бы в противоречие не только с требованиями стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, запретом умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, но и с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предоставление гражданам возможности адаптироваться к вносимым изменениям и который должен соблюдаться при изменении законодателем ранее установленных условий социальной защиты, направленной на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан в связи с деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергетики (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П).

Читайте также:  Арбитражный Суд Москвы Госпошлина На Действия Бездействие

Если же инвалидность была установлена на определенный срок, то при очередном переосвидетельствовании учреждением медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием соответствующих классификаций и критериев (статьи 1, 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») может быть принято решение об отказе в подтверждении инвалидности либо об изменении группы инвалидности.

Тем самым всем гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и после этой даты составившим особую категорию инвалидов-чернобыльцев, были обеспечены равные условия перехода к новому механизму возмещения вреда, как того требуют статьи 19, 42 и 55 Конституции Российской Федерации.

Гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.

Установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования не исключает возможности его проведения в связи с изменением состояния здоровья гражданина по его личному заявлению либо по направлению медицинской организации (пункты 13 и 39 Правил признания лица инвалидом). В случае установления инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы без указания срока переосвидетельствования гражданин пожизненно сохраняет за собой соответствующий статус, включая право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью.

Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Решение о признании человека инвалидом принимается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по результатам экспертизы. Однако много вопросов о том, как оформить инвалидность поступает в Департамент труда и соцзащиты Москвы. Рассказываем алгоритм действий.

Признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, при отсутствии направления на МСЭ осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия.

  • Согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя);
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ — дополнительно «вид на жительство»; удостоверение беженца предъявляется лично, для иногородних граждан — свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией или органом социальной защиты населения, или пенсионным органом;
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • Акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • Для уволенных с военной службы — свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • Копия трудовой книжки;
  • Медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • Профессионально-производственная характеристика с последнего места работы.

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) можно получить в медицинских организациях, а также в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, в органах социальной защиты населения при наличии у гражданина медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Только лечащий врач, зная диагноз, результаты лечения, реабилитации и абилитации пациента, определяет, есть ли признаки инвалидности, поэтому лучше всего обращаться за направлением на МСЭ к нему.

Если по результатам проведенной экспертизы человек не признан инвалидом, то ему, по желанию заявителя, выдается справка о результатах МСЭ. Обжаловать решение МСЭ можно в течение месяца с момента проведения экспертизы обратившись в бюро, проводившее МСЭ, в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде на сайте Госуслуг. Также в бюро работает горячая линия по вопросам медико-социальной экспертизы: 8 (495) 916-03-09.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок работы Республиканского, областных и Минского городского межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — экспертные советы) у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и в результате производства и испытаний ядерного оружия (статьи 13, 14, 15, 16 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 22 февраля 1991 г. (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 10 (12), ст. 111) (далее — Закон) и дополнений к нему «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» от 3 мая 1996 г. N 440-XIII (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., N 21, ст. 380), (раздел II пп. 1 — 6).

— контролирует обоснованность принимаемых решений областными и Минским городским экспертными советами (не реже 1 раза в 2 года). При установлении нарушений положения о порядке проведения экспертизы дел, при несоответствии данных медицинской документации заявителя принятому решению и отсутствии его обоснований пересматривает эти заключения и в необходимых случаях их отменяет.

Причинная связь заболевания, приведшего к инвалидности или смерти, у лиц, принимавших в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения), а также у эвакуированных из этой зоны и не являющихся кормильцами, признается областными, Минской центральной городской медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК) без заключения межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий.

2. Областные и Минский городской экспертные советы принимают на рассмотрение заявления и документы от граждан, ходатайства учреждений, министерств и ведомств, общественных организаций для установления причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или к смерти, у лиц, проживающих на данной административной территории и относящихся к категориям пострадавших в соответствии с п. 1 части 1 статьи 13 (являющихся кормильцами), пп. 2, 3 статьи 13, статьями 14, 15 Закона.

33. Республиканский экспертный совет представляет отчет о деятельности экспертных советов республики не позднее 10-го числа первого месяца нового квартала и по итогам работы за год в Министерство здравоохранения и Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Комчернобыль).

Пенсии и другие выплаты пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС

Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).

Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.

С 01.01.2022 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

Для «чернобыльцев» действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности, а также при определенных условиях предусмотрено установление двух пенсий и ЕДВ.При наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, пенсия по старости (инвалидности) устанавливается в более высоком размере в зависимости от количества иждивенцев. Также, в случае смерти такого гражданина, для нетрудоспособных членов семьи (эти категории определены законом) предоставлены более льготные условия при назначении пенсии по случаю потери кормильца

Одновременно сообщаем, что вопросы установления сроков переосвидетельствования для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы урегулированы Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Департамент развития социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 января 2005 года установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется исключительно межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Согласно части второй статьи 29 вышеназванного Закона, очередное переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК (с 1 января 2005 года федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы) через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

В связи с этим полагаем, что при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания ветерана подразделения особого риска с воздействием радиации ему может быть установлена причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

Читайте также:  При Аресте Имущества Пристав Не Правильно Обозначил Предмет Ареста

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2005 N 475 (ред. от 26.01.2012)
«О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»
(вместе с «Регламентом деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»)

Реестр Заболеваний Для Получения Инвалидности Связанной С Чернобылем

— граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

— граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

В случае изменения состава семьи, места жительства, места пребывания, основания предоставления мер социальной поддержки и возникновения других обстоятельств, влекущих утрату права на компенсацию или изменение ее размера, граждане, получающие компенсацию, обязаны в течение месяца с момента наступления указанных обстоятельств представить в центр социальной поддержки населения заявление и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства.

— граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 — 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 — 1962 годах;

— платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в вопросах и ответах

Муж с 1 октября по 31 декабря 1987 года находился в 10-километровой чернобыльской зоне. Ему выдали справку, что он был занят на работах, дающих право на льготную пенсию по списку № 1. Когда же он обратился за пенсией, потребовали предоставить наряды. В организации, где он тогда трудился, никаких документов не сохранилось. Что в такой ситуации делать?

К сожалению, получить указанную правоустанавливающую справку сегодня не так просто. После катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло уже более 20 лет, и зачастую в организациях никаких документов действительно не сохранилось. При невозможности документального подтверждения работы вашего мужа в пределах 10-километровой зоны он может обратиться за установлением данного юридического факта в суд.

Участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Работал в зоне особого контроля почти две недели. Имею удостоверение о праве на льготы. Сейчас достиг возраста 51 год и обратился за назначением досрочной пенсии по возрасту. Но в справке из архива отражена моя работа в зоне особого контроля лишь на протяжении семи дней. Как подтвердить, что я фактически работал более 10 дней, так необходимых мне для назначения досрочной пенсии?

Документ, который есть у вас на руках, может являться основанием для зачета периода работы в 1987 году в стаж по списку № 1 (при условии, что документ содержит все необходимые сведения и отвечает требованиям, установленным законодательством). Надлежащую оценку этой справке должны дать в управлении по труду, занятости и социальной защите.

Согласно статье 33 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» пенсии по возрасту мужчинам-инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС назначаются по достижении ими 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Начиная с 1 января 2022 года возраст, дающий право на пенсию по возрасту повышается ежегодно на 6 месяцев до достижения мужчинами 53 лет.

Чаэс инвалидность

Я инвалид второй группы по онкологическому заболеванию. Получил подтверждение, что мое заболевание связано с ликвидацией ЧАЭС. Могу ли я получить бессрочную группу по инвалидности? Инвалидность мне продлили до следующего переосвидетельствования, законно ли это? Мне 63 года. Заранее спасибо.

Я ликвидатор аварии на ЧАЭС. Имею решение Российского экспертного совета, что заболевания и инвалидность связаны с последствиями аварии. Неоднократно обращался в МСЭ с заявлением об изменении причины инвалидности с «общего заболевания» на «связанную с последствиями аварии на ЧАЭС». Однако, уже в течении 4-х лет, добиться этого не могу. Подскажите пожалуйста, что мне делать в данной ситуации? Очень расчитываю на Вашу помощь. Заранее благодарен!

Я участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС сентябрь — октябрь 1986 года, вследствие чего имею инвалидность 3 группы с 1998 г. Для ликвидации последствий аварии был командирован Ангарским управлением строительства № 16 Министерства среднего машиностроения. Пенсионный фонд отказал мне в предоставлении второй пенсии по инвалидности, объясняя это тем, что причина инвалидности установлена как «заболевание, связанное с ликвидацией последствий на ЧАЭС», а не «увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) при ликвидации аварии на ЧАЭС». Тем, кто призывался от военкомата, написали «увечье», мне нет, хотя я работал вместе с ними. Сейчас мне 56 лет. Имею ли я право на вторую пенсию по инвалидности?

50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) по установленным в соответствии с законодательством Республики Беларусь субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь для продажи населению.

Комиссии по назначению пенсий администраций районов (далее-комиссия) при вынесении решений о назначении пенсий в своей деятельности руководствуются Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, которое утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 77 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно вышеуказанному положению время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых находятся на хранении первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

Условия по трудовому стажу для них те же, что указаны для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны. Подтверждать участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) для определения права на пенсию не требуется. Достаточно удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий по статье 19 Закона.

Гражданам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, выплачиваются надбавки к получаемой пенсии в следующих размерах от минимального размера пенсии по возрасту:

первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно статье 33 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» пенсии по возрасту мужчинам-инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС назначаются по достижении ими 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Начиная с 1 января 2022 года возраст, дающий право на пенсию по возрасту повышается ежегодно на 6 месяцев до достижения мужчинами 53 лет.

Таким образом, при наличии документально подтвержденного стажа работы в количестве не менее 20 лет вы имеете сегодня право на назначение досрочной пенсии по возрасту. При этом пенсия по инвалидности выплачиваться не будет, так как при наличии права на различные государственные пенсии назначается только одна пенсия по выбору гражданина.

Муж с 1 октября по 31 декабря 1987 года находился в 10-километровой чернобыльской зоне. Ему выдали справку, что он был занят на работах, дающих право на льготную пенсию по списку № 1. Когда же он обратился за пенсией, потребовали предоставить наряды. В организации, где он тогда трудился, никаких документов не сохранилось. Что в такой ситуации делать?

К заявлению о назначении досрочной пенсии по возрасту должны быть приложены соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и документы о времени работы в десятикилометровой зоне. Время работы по ликвидации последствий катастрофы в пределах десятикилометровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками из архивных учреждений. В справке должны быть указаны период работы, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.

Ко второй группе относятся участники ликвидации последствий аварии, которые работали в 1986-1987 годах в 30-километровой зоне, так называемой зоне эвакуации (отчуждения). Им пенсионный возраст снижается на 5 лет, но только при наличии инвалидности и не менее 25 лет стажа работы (для мужчин) и 20 лет стажа работы (для женщин).

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус