Как правильно присвоить инвентарный номер
Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.
Так, небольшая организация, имеющая минимальное количество подразделений, ограниченное число объектов учета, может применять простую нумерацию вида: 01, 02, 03 и т.д. Если объекты находятся на разных счетах БУ, в разных подразделениях, целесообразно включить эту информацию в инвентарный номер, например:
Инвентарный номер
Если объект состоит из нескольких частей и для них установлен общий срок полезного использования, то ОС присваивается единый инвентарный номер. Если же у разных частей разные сроки полезного использования, то они учитываются как разные инвентарные объекты со своими инвентарными номерами.
Вместе с тем, в инвентарные номера можно добавлять и буквенные коды, которые будут нести дополнительную информацию об объекте ОС. К примеру, указывать, к какому отделу (подразделению, сектору, цеху) он относится. Допустим, отдел логистики можно обозначить, как «ОЛ», а отдел маркетинга, как «ОМ». Тогда инвентарные номера могут выглядеть так: ОЛ-01, ОЛ-02, ОМ-01, ОМ-02 и т.д.
Инвентарный номер
Каждому земельному участку присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Документальный учет земельных участков отражен в табл. 2.
Если недвижимость не прошла госрегистрацию, то код у нее отсутствует, в этом случае можно воспользоваться условным аналогом (присваивался до вступления в силу положения № 221-ФЗ о государственном кадастре недвижимости). Термин «условный» появился с этого периода.
Что Такое Инвентарный Номер Помещения
В результате первичного учета выдаются кадастровые паспорта указанных объектов, а также помещений в многоквартирных домах и объектах нежилого назначения. Если на территории субъекта РФ действуют Правила ведения ЕГРОКС*(49), то для технического учета без первичной инвентаризации оформляются технические паспорта на основании представленных заявителем документов.
Техническая инвентаризация, а также выдача физическим и юридическим лицам документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законодательством РФ (п. 10 Положения о техническом учете и инвентаризации). Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 Положения об учете жилищного фонда).
Так, распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.12.2005 N 50-Р «Об утверждении отпускных стоимостей на работы по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности» (в ред. от 29.12.2009) утверждена стоимость работ по технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков. Техническая инвентаризация в Москве стоит 20,3 руб. за кв. м (10,3 руб. за кв. м свыше 1000 кв. м.); технический паспорт квартиры — 890 руб.; кадастровый паспорт здания, сооружения — 443,24 руб., помещения — 140,24 руб. плюс графическая часть — 1,3 руб. за кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 615 установлен предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.), кадастрового паспорта такого объекта недвижимости: для физических лиц — 500 руб., для юридических лиц — 1000 руб.
Согласно п. 16 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в них в производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам на соответствующей территории);
д) налоговых органов (по объектам на территории их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных органов и лиц, определенных законодательством РФ.
Если иное не установлено законодательством, сведения и документы об объектах технического учета и инвентаризации предоставляются в течение месяца со дня обращения собственника объекта (владельца, балансодержателя, наследника и их представителей) (п. 17 Положения о техническом учете и инвентаризации).
Правила выдачи технического паспорта объекта капитального строительства и кадастрового паспорта объекта недвижимости различаются по срокам и кругу лиц.
В переходный период, установленный Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2013 г., ОТИ (БТИ) обязан выдать кадастровый паспорт ранее учтенного им здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в течение 10 дней по запросу любого лица за плату, размер которой устанавливается субъектом РФ (ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
При этом никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного в ОТИ (БТИ) объекта недвижимости или от иного лица проведение плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или в связи с регистрацией права на объект (ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» установлено, что:
1) техническую инвентаризацию осуществляют организации (органы),
аккредитованные Роснедвижимостью;
2) государственный технический учет должна осуществлять Роснедвижимость и ее территориальные органы (после принятия нормативных актов, определяющих порядок государственного технического учета).
В настоящее время Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Роснедвижимость упразднена, а ее функции переданы Росреестру.
В соответствии с п. 7.1.19, 7.1.40 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395*(51), территориальные органы Росреестра наделены функциями по аккредитации ОТИ (БТИ) и ведению государственного технического учета объектов капитального строительства (в регионах, в которых введены Правила ведения ЕГРОКС) (см. следующий подпараграф).
В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС не действуют, техническую инвентаризацию и технический учет осуществляют ОТИ (БТИ). Учтенные ими объекты считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Как установлено п. 7 Положения о техническом учете и инвентаризации, при осуществлении технического учета объекту присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Кадастровый номер зданиям, сооружениям, помещениям может быть присвоен только при постановке объекта на учет в ЕГРОКС (п. 10, 17 Правил ведения ЕГРОКС). Если объекту недвижимости (зданию, сооружению, помещению) кадастровый номер в установленном порядке не присвоен, то это не является препятствием для государственной регистрации. Регистрирующий орган в таком случае самостоятельно присваивает условный номер в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав и Инструкцией Минюста о присвоении условных номеров объектам недвижимости. Объекты, которым присвоен условный номер при государственной регистрации прав, считаются учтенными в ГКН (ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости). Таким объектам кадастровый номер присваивается без участия правообладателя при включении сведений о нем в соответствующие разделы ГКН:
- государственной регистрации прав;
- ведении государственного статистического учета;
- определении размера налога на имущество;
- внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- ведении реестра федерального имущества.
Инвентаризация объектов недвижимости
Реализация положений федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» растянулась по времени. До вступления в силу данного закона 01.03.2008 государственный учет осуществляли органы БТИ, а кадастровые номера присваивали комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. В большинстве случаев кадастровый номер формировался из кадастрового номера земельного участка, инвентарного или порядкового номера здания, порядкового номера помещения. С 1 марта 2008 года кадастровые номера зданиям, сооружениям и помещениям не присваивались, их учет велся по условным номерам, присваиваемым органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним вплоть до 2012 года.
С 2012 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) проводит совместно с Кадастровой палатой мероприятия по сопоставлению данных государственного кадастра недвижимости (ГКН) и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В ЕГРП замена кадастрового или условного номера проведена в автоматизированном режиме, однако из-за расхождения характеристик, например, площади объекта, многие объекты оказались несопоставленными. Их сопоставление, а так же приведение в соответствие характеристик, производится в рамках деятельности указанных служб.
Как присвоить инвентарный номер
- Объекты основных фондов, т.е. имущество, эксплуатируемое более 12 месяцев (сооружения, оборудование, транспорт, мебель и др.);
- Нематериальные активы, т.е. программные продукты, бренды и др.;
- Непроизводственные активы (природные ресурсы – водные, земельные, лесные и т.п.).
Инвентарный номер, присвоенный одному инвентарному объекту неизменен на протяжении всего периода нахождения в компании, однако, как правило, не передается другому предприятию, например, при продаже имущества. Компания, приобретающая такой объект, присваивает ему инвентарный номер в соответствии с собственной нумерацией.
Что такое инвентарный номер основных средств и как правильно его присвоить
- Код не изменяется во время использования.
- Если части объекта учитываются как отдельные единицы, то каждой части присваивается отдельный код.
- Если части объекта учитываются как одна единица, то указывается единый код.
- При перемещении в другое подразделение код не изменяется.
- После списания объекта должно пройти не менее 5 лет, после чего инвентарный номер можно использовать повторно.
- Если предприятие использует объект по договору аренды, то может учитывать его по прежнему номеру от арендодателя.
Инвентарные номера присваиваются объектам для того, чтобы принять их на баланс и использовать в бухгалтерском учёте предприятия. Это основа фиксации и учёта имущества. Присвоить их можно не каждому предмету. Нужно чётко понимать, как выглядит номер основных средств, нематериальных объектов и непроизведённых активов и соблюдать порядок его присвоения.