Требования что бы стать ваковским доцентом

Порядок получения ученого звания доцент

  1. Продвинуться по карьерной лестнице в вузе;
  2. Читать лекции в высшем учебном заведении и преподавать;
  3. Определить принадлежность к научному сообществу;
  4. Показать, что имеются глубокие познания в определенной области знаний;
  5. Публиковаться в международных престижных научных изданиях.
  1. Ученая степень доктора наук или кандидата наук;
  2. Стаж научной и педагогической деятельности не менее 5 лет в высших учебных заведениях;
  3. Педагогическую деятельность не менее чем на 0,25 ставки;
  4. Читать курсы лекций и проводить практические занятия по выбранной научной специальности, указанной в аттестационном деле;
  5. Соискатель имеет всего неменее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов(в том числе в соавторстве).

Рассмотрение аттестационных документов проходит многоступенчатую процедуру. На первом этапе рассматривается комплект документов на кафедре (факультете). При положительном заключении папка с материалами передается на рассмотрение президиуму ВАК. Ученый совет принимает решение – возможно присвоение звания доцента ВАК соискателю или нет.

Для тех, кто является претендентом на получение звания доцента в области искусств или физической культуры, существует определенная специфика. Так, в этом случае необходимо наличие таких наград и отличий, как мастер спорта, лауреат, чемпион на конкурсах не ниже чем общероссийского уровня. Также засчитывается заслуженный артист. Если имеются воспитанники, получившие звание лауреатов или чемпионов на конкурсах, проводимых на уровне страны.

  • Пребывать в должности доцента можно без диплома кандидата наук – достаточно лишь 3-летнего стажа преподавания и диплома вуза. Введение в должность осуществляется в соответствии с правилами, прописанными в Едином квалификационном справочнике (11.01.2011 г.).
  • Получить звание доцента без диплома кандидата наук невозможно.

35. В случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящего Положения, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет в адрес лица, подавшего заявление о лишении ученого звания (при возможности его прочтения), уведомление об отказе в рассмотрении заявления с указанием причин отказа в течение 30 дней со дня поступления заявления.

должность профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя или заместителя руководителя по научной (научно-исследовательской, учебной, учебно-методической) работе филиала или института этой организации, первого проректора, проректора, ректора, главного научного сотрудника или заведующего (начальника) научным, научно-исследовательским или опытно-конструкторским отделом (отделением, сектором, лабораторией) — в отношении работника образовательной организации высшего образования, реализующей образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, а также организации дополнительного профессионального образования, реализующей программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;

26. В случае повторного представления аттестационного дела соискателя ученого звания без устранения выявленных ранее Министерством науки и высшего образования Российской Федерации недостатков это Министерство запрашивает дополнительные материалы, необходимые для рассмотрения аттестационного дела соискателя ученого звания, и направляет их вместе с аттестационным делом в другую организацию на экспертизу.

32. Заявление о лишении ученого звания подается физическим или юридическим лицом в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на бумажном носителе или в электронной форме при условии использования электронной подписи в течение 10 лет со дня принятия указанным Министерством решения о присвоении ученого звания.

г) подготовка в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее 3 (для работников образовательных организаций) и не менее 5 (для работников научных организаций) лиц, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них соответствует научной специальности, указанной в аттестационном деле;

В первую очередь оно определяет статус в научном сообществе. Звание важно для специалистов, задействованных в преподавательской деятельности в вузе, и дает полноценное право читать лекции. Таким образом, факт его присвоения оказывает благоприятное влияние на карьерный рост, характеризует работника вуза как специалиста, имеющего высокий уровень квалификации.

Понятие «доцент» имеет двойственное значение, подразумевая под собой как ученое звание, так и наименование должности в высших образовательных учреждениях РФ. Однако в любой из этих вариаций человек, имеющий данный статус, является научным работником и занимается педагогической деятельностью.

  1. Справка, с полной информацией о соискателе, о его научных достижениях;
  2. Перечень опубликованных трудов, в т. ч. учебных пособий;
  3. Список диссертантов, защитивших кандидатскую или докторскую, выполненную под его руководством;
  4. Регистрационно-учетная карточка;
  5. Справка, которая подтверждает стаж и профессиональную педагогическую деятельность;
  6. Список лиц, занявших призовые места в конкурсах под его руководством.

Как правило, эту должность занимают преподаватели, которые уже успешно защитили кандидатскую диссертацию. Однако это условие не является обязательным. Для того чтобы стать доцентом кафедры, достаточно заниматься преподавательской деятельностью несколько лет и чтобы кандидатура была утверждена на Ученом совете вуза.

Ученое звание получить сложнее. Для этого необходимо получить признание на уровне Министерства образования РФ. Правила и алгоритм его присуждения регламентируется приказами ВАК о присвоении ученого звания доцента. Все требования в строгом порядке должны быть соблюдены. В противном случае по аттестационному делу будет принято отрицательное решение.

Уровни высшего образования и ученые степени, звания

Магистратура включает в себя научные исследования или практическую деятельность. В нынешние времена ряд высших учебных заведений действительно допускает отсутствие новизны при защите магистерской диссертации, если она имеет существенную практическую значимость и является прикладной работой. В сумме весь процесс обучения бакалавриата и магистратуры занимает шесть лет.

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

  • Вы непрерывно отрабатываете в ВУЗе как минимум пять лет, причем два из них на должности доцента на 0,25 ставки.
  • При этом вы становитесь обладателем ряда публикаций (к примеру, более 20) и учебных и учебно-методических изданий.
  • Помимо этого, вы читаете курс лекций на высоком профессиональном квалификационном уровне.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей.

Что стоит отметить в первую очередь? На сегодняшний день, система специалитета отошла в прошлое, и теперь студенты учатся лишь в бакалавриате и магистратуре. Рассмотрим каждый уровень высшего образования более детально.

Требования что бы стать ваковским доцентом

документы о присвоении ученых званий, лишении и восстановлении ученых званий, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации до 1 сентября 2013 года, рассматриваются в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления, но не позднее 1 января 2014 года;

7. Для представления соискателя ученого звания к ученому званию по научной специальности организация, в которой он работает (проходит военную или иную приравненную к ней службу по контракту, службу в органах внутренних дел Российской Федерации), представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации документы, формы которых определяются указанным Министерством, необходимые для рассмотрения вопроса о присвоении ученого звания соискателю ученого звания по указанной в этих документах научной специальности (далее — аттестационное дело).

4. Присвоение ученого звания подтверждается аттестатом о присвоении ученого звания доцента или ученого звания профессора. Формы аттестатов о присвоении ученых званий, технические требования к ним, а также порядок их оформления и выдачи утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Аттестаты о присвоении ученых званий выдаются на основании решений указанного Министерства.

3. Ученые звания присваиваются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по аттестационным документам, представленным образовательными организациями высшего образования, реализующими образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, реализующими программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, и научными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования, в которых работают (проходят военную или иную приравненную к ней службу по контракту, службу в органах внутренних дел Российской Федерации) лица, претендующие на присвоение ученых званий (далее — организации).

Читайте также:  Численность плотность , крупные города , национальный религиозный состав курской области

1. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения ученых званий доцента и профессора (далее — ученые звания), в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, а также основания и порядок лишения и восстановления ученых званий.

Я к оформлению на доценство в 2021 г требовани

  1. Быть кандидатом наук;
  2. Иметь стаж преподавательской деятельности не менее трех лет;
  3. Иметь опыт руководства научной деятельностью у студентов, бакалавров и магистров;
  4. Быть автором опубликованных работ в рецензируемых журналах;
  5. Участвовать в подготовке учебных пособий, учебников, монографий, курсов лекций;
  6. Вести как лекционные, так и практические занятия;
  7. Активно участвовать в жизни ВУЗа.

включает ссылки на электронные издания, причем трактуемые расширительно (по согласованному ВАК и Информрегистром Положению такие ссылки допустимы только на периодические электронные сетевые издания, но не на зарегистрированные разовые материалы конференций и т.п., которые также проходят регистрацию в Информрегистре);

В соответствии с Положением о присвоении ученых званий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2021г. №1139, соискатель ученого звания доцента за последние 3 года должен иметь не менее 2 не учебно-методических работ, как указано в вопросе, а учебных изданий и 3 научных трудов, опубликованных по научной специальности, указанной в аттестационном деле. В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 7.60-2021 «Издания. Основные виды. Термины и определения», «издание: документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения». Выходные сведения книжного издания, согласно п. 4.1 ГОСТ Р 7.0.4 — 2021 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления», включают в себя в том числе Международный стандартный номер книги (ISBN), являющийся идентификатором для каждой книги, обязательным элементом выходных сведений книги. Международная стандартная нумерация книг распространяется (п. 3.3 ГОСТ 7.53 — 2021) не только на книги, но и на брошюры (брошюра — книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц — п. 3.2.4.7.2 ГОСТ 7.60 — 2021).

Преобладающее большинство вузовских работников, кто находится в должности доцента, имеют аналогичное ученое звание. Прямой связи между ними не существует. Можно занимать должность доцента, но не иметь при этом соответствующего аттестата. И наоборот – аттестат доцента не дает гарантии нахождения в данной должности, а следовательно, и получения оклада.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

  • регистрационная карточка;
  • документ, подтверждающий непрерывную работу научного сотрудника в указанном учреждении, сопровождаемый служебным письмом;
  • заверенные копии дипломов об образовании;
  • список научных трудов (за исключением газетных публикаций) и учебных изданий, оформленный по форме №16;
  • документ, подтверждающий работу соискателя в качестве научного руководителя;
  • выписка из приказа о выдвижении на конкурс;
  • копия части протокола заседания кафедры и совета факультета;
  • опись документов.
  1. быть кандидатом наук;
  2. иметь стаж преподавательской деятельности не менее трех лет;
  3. иметь опыт руководства научной деятельностью у студентов, бакалавров и магистров;
  4. быть автором опубликованных работ в рецензируемых журналах;
  5. участвовать в подготовке учебных пособий, учебников, монографий, курсов лекций;
  6. вести как лекционные, так и практические занятия;
  7. активно участвовать в жизни вуза.

Слово «доцент» с латинского переводится как «учить» или «обучать». Рассматривая всевозможные звания, которые присваиваются ученым, нередко приходится сталкиваться с рядом вопросов. Доцент – это должность или ученая степень? С этим вопросом мы подробнее ознакомимся в статье.

На ресурсе ВАК вы можете найти все приказы по ссылке http://vak.ed.gov.ru/106. В графе «Дипломы, аттестаты и свидетельства» указаны соответствующие приказы. К примеру, вы можете найти здесь информацию о выдаче свидетельств. По итогам проверки Минобрнауки РФ выносит вердикт о присвоении ученого звания или же отказе в нем, информация об этом будет доступна на сайте в течение 10 дней.

25. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации осуществляется проверка комплектности документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении соискателю ученого звания, а также правильность их оформления при поступлении аттестационного дела соискателя ученого звания в указанное Министерство.

  1. Опись документов (титульный лист содержимого папки), подписанная ученым секретарем совета;
  2. Заявление, содержащее информацию о допуске к мероприятиям представления ученого звания (составляется на имя директора учебного заведения);
  3. Сопроводительное письмо в Высшую Аттестационную Комиссию (подпись ректора вуза обязательна).
  4. Справка к аттестационному делу претендента (2 экз). Необходимые данные передаются в электронном формате.
  5. PDF-копии документов, подтверждающих наличие высшего профессионального образования.
  6. PDF-копии дипломов о присуждении звания «кандидат наук», «доктор наук».
  7. Личный листок учета, заверенный в отделе кадров (2 экз).
  8. Копия заполненных и заверенных листов трудовой книжки. Указание общего педагогического/научного стажа обязательно.
  9. Перечень опубликованных научных трудов (утверждается ученым секретарем совета).
  10. Список аспирантов, успешно-защитивших работы под руководством претендента (утверждается ученым секретарем).
  11. Заявка – согласие на дальнейшую обработку представленных данных.
  12. Справка, подтверждающая опыт педагогической работы в научных организациях и т.д.
  13. Перечень авторефератов учеников с полным текстом документов.
  14. Регистрационно-учетные карточки.
  15. 2 фотографии
  16. 4 почтовые карточки с марками и конвертом.

Требования что бы стать ваковским доцентом

Новый формат позволит учёным, которые ориентированы на практические исследования и активно публикуются в научных журналах, сконцентрироваться на этой работе, а результаты использовать для получения докторской степени. Требования к таким соискателям будут очень высокими. Так, у тех, кто специализируется на естественных, технических, медико-биологических и аграрных науках, должно быть не менее 30 публикаций за последние 10 лет. У соискателей на докторскую степень в области гуманитарных, экономических и общественных наук – не менее 50. Издания, в которых размещаются научные статьи, должны быть признаны на международном уровне. При традиционном формате защиты достаточно 10 публикаций в рецензируемых изданиях для естественно-научных и технических специальностей и 15 – для гуманитарных и социально-экономических направлений.

Постановление также наделяет диссертационные советы правом проводить заседания в онлайн-формате, который был введён на время коронавируса, на постоянной основе. Члены совета и оппоненты смогут принимать в них участие дистанционно, что значительно упростит организацию и сам процесс аттестации.

Документы по представлению к присвоению ученых званий

Во избежание недоразумений рекомендуется до формирования полного комплекта документов подойти в секретариат Ученого совета КФУ с трудовой книжкой (можно с ее копией), списком публикаций за все время научной деятельности и индивидуальными планами учета учебной работы преподавателя за 3 прошедших учебных года (для соискателей ученого звания доцента) и за 5 лет (для соискателей ученого звания профессора) + за текущий учебный год для получения консультации.

— Перечень рецензируемых научных журналов (другие российские издания, не индексирующиеся в международных базах данных) ВНИМАНИЕ! В этом перечне рецензируемые издания привязаны к конкретным специальностям — следите, чтобы журнал, в котором будет опубликована статья, был рекомендован по специальности, по которой планируется представление к присвоению ученого звания.

Учебные издания, представленные как публикации по специальности, опубликованные за последние 3 года, должны быть оформлены в соотв. с ГОСТ 7.60-2003. Учебные электронные издания приравниваются к опубликованным только при наличии государственной регистрации уполномоченной государственной организации — НТЦ «Информрегистр».

— форма справки о педагогической работе (указываются только те курсы, НАЗВАНИЯ которых соответствуют выбранной специальности. направления подготовки должны быть аккредитованы. ) — 2 экз. ( Внимание! Помимо 3 учебных лет для доцентов и 5 лет для профессоров (уч.года могут быть приведены не подряд) обязательно приводятся курс(ы) по специальности, читаемые в текущем учебном году. Шифры и наименования направлений подготовки (колонка 3) указываются по действующей аккредитации — см. базу Рособрандзора . С отрудники ФИЛИАЛОВ дополнительно высылают на адрес эл.почты секретарю Ученого совета КФУ хорошего качества сканы ПОДПИСАННЫХ индивидуальных планов учета учебной работы преподавателя за указанный в справке период)

В рамках классической университетской модели процессы формирования специалиста, ученого и преподавателя проходят параллельно, поэтому привычным условием поступления на научно-педагогическую должность в вузе обычно становится ученая степень или звание. Но в настоящее время в стране ощущается потребность в инженерных специальностях и практических направлениях подготовки. В связи с этим в Университете появился целый ряд прикладных образовательных программ, связанных с инженерией или реальным сектором экономики, например, «Инженерно-ориентированная физика», «Прикладные физика и математика», «Нефтегазовое дело», «Туризм», «Кадастр недвижимости: оценка и информационное обеспечение» и многие другие.

Читайте также:  Алименты В 2021 Году Изменения Свежие

Однако нередко случается, что наиболее сведущие прикладные специалисты, готовые поделиться с обучающимися своим опытом, не проходили по классической траектории подготовки и защиты диссертации и, следовательно, не имеют ученых званий. Таким образом, создалась ситуация, когда человек, осуществляющий проектные исследования, публикующийся в отраслевых журналах и известный на международном уровне, не может на равных участвовать в конкурсе с «остепененным» преподавателем, который, однако, не знаком с сегодняшней проектной деятельностью. Так, например, Валерий Владимирович Лукин — ученый с мировым уровнем квалификации в области океанологии и полярных исследований, возглавляющий Российскую антарктическую экспедицию с начала 1990-х годов, а занимает должность лишь старшего преподавателя СПбГУ.

Может ли высококвалифицированный специалист, не имеющий ученой степени кандидата наук, претендовать на должность доцента Университета? Директор Института наук о Земле СПбГУ Кирилл Чистяков пояснил, почему он предложил предоставить таким кандидатам возможность участия в конкурсе.

«В итоге это должно повысить конкуренцию среди преподавателей, поскольку чтобы претендовать на должность одного только предъявления регалий будет недостаточно и сотруднику потребуется представить фактические результаты своего труда. А с ростом конкуренции, как правило, снижаются издержки, и повышается качество».

Зачем нам идти в вашу аспирантуру? » Глава ВАК о новой системе защиты диссертаций

Подчеркну, что МГУ, СПбГУ и 45 вузов из постановления Правительства получают право присуждать степень совсем не для того, чтобы они защищали там своих преподавателей и аспирантов. К ним должны обращаться люди со всей страны и защищаться как в обычном диссовете.

— Это серьезный вопрос. Сейчас есть государственный диплом кандидата и доктора наук. Неважно, кто его выдавал, так как утверждает и присуждает степень с помощью ВАКа Министерство образования и науки. Это понятно и признаваемо. Теперь же некоторые национальные исследовательские вузы, не очень известные во многих регионах мира, смогут присуждать степени кандидата и доктора наук. Специалист с дипломом кандидата этого университета может прийти на работу в МГУ, а МГУ может и не признать этот диплом. Так что тут речь идет о репутационных возможностях вуза. Если он идет в эту систему, он должен быть уверен, что его дипломы, условно, в Африке или в Европе будут признаваться. Когда кандидатские дипломы кандидата и доктора наук сейчас выдаются государством, единые для всей страны, то вопросов нет; если это диплом МГУ или РУДН — эти вузы знают во всем мире. Но, например, иностранные студенты вряд ли пойдут в не очень известные университеты, которые сами присуждают кандидатские степени. Так что переход в новую систему — это риск для этих вузов.

— Недавно в СМИ прошла информация со ссылкой на директора Департамента науки и технологии Минобра Сергея Матвеева, что, согласно новому закону о науке, степени будут присуждать без защиты, по совокупности публикаций и патентов. Как можете прокомментировать эту инициативу?

Но идея о защите по совокупности работ должна быть поддержана научным сообществом. И, возможно, это стоит сделать в тех научных областях, где мы хотим поддержать ученых. Я знаю, что многие ученые, занятые экспериментальными исследованиями, а затем и их приложениями, не хотят тратить время на написание диссертаций.

Поэтому в 2013 году мы впервые отказались от защиты по совокупности работ. Потребовалось время, чтобы навести порядок и более строго подойти к защите диссертаций. Мы обсуждали, что же делать с валом диссертаций со стороны бизнеса и депутатов. Дмитрий Анатольевич Медведев тогда, на совещании в МФТИ в марте 2013 года, поддержал наши идеи, но в заключение посоветовал: «Закручивайте гайки и пена уйдет». И вот сейчас я могу констатировать, что его совет был верным — пена ушла. Если в 2012 году в России было защищено 28 тысяч диссертаций, то по итогам 2016 года — 17 тысяч. В 2012 году у нас было около 3400 диссоветов, сейчас их — 2200. 1200 диссоветов мы закрыли, ужесточили требования к публикациям. Для докторских диссертаций по гуманитарным и социально-экономическим наукам вместо 10 публикаций в журналах из перечня ВАКа сейчас нужно 15.

Эффективный контракт как потогонное средство для преподавателей

Начнем со сроков. Раньше, до принятия так называемой «дорожной карты» (о ней чуть подробнее в самом конце), стандартный срок контракта для профессорско-преподавательского состава составлял 5 лет. Чтобы занять должность преподавателя вуза, претендент проходил через конкурс. Честно признаемся, и коллеги, кто работал и работает в вузах, это подтвердят: подобный конкурс в нормальном, сложившемся коллективе был, по сути, формальным, но немного взбодриться все же заставлял. Таким образом, период некоторой неопределенности своих перспектив, дополнительных оформительских дел и тревожного ожидания для большинства преподавателей наступал один раз в пять лет. Теперь многие преподаватели – фактически заложники ситуации и рабы администрации вуза.

Посудите сами, научный поиск, эксперимент, особенно в естественных и технических науках – это недели, месяцы и годы напряженного труда. Как приз настойчивому исследователю – крупица открытой истины. Каждая публикация логически подводит итог его труду. Что предлагается сейчас в рамках эффективного контракта? Плюнуть на поиск этих крупинок истины и гнать «план по валу», аналогично плану на учебники.

Если учесть, что в большинстве вузов и на большинстве кафедр научное оборудование давно и морально, и физически устарело, и не соответствует даже минимальным, самым скромным современным требованиям. Если учесть, что в обозримом будущем никакого масштабного обновления всех вузовских лабораторий не произойдет. Если учесть, что основанным заказчиком научных разработок является промышленность, которая, благодаря стараниям политического режима, лежит в руинах и, понятно, в услугах вузовской науки не нуждается. Принимая вышеназванное во внимание, становится понятным, что и этот критерий является невыполнимым как для отдельных преподавателей, так и вузов в целом. Нет, можно конечно имитировать интенсивную хоздоговорную научную деятельность – вот где раздолье для коррупции – чем успешно занимаются в вузах. Кто сомневается, пусть сравнит по результативности и эффективности внедрения НИОКР (научные и опытно-конструкторские разработки) в зарубежных университетах с нашими вузами. Но на бумаге мы вот-вот лидерами станем, оставив за собой Японию и США с Евросоюзом.

С каждым преподавателем администрация вуза заключает контракт на определенный срок (сейчас он во многих вузах и для многих преподавателей сокращен вообще до одного года!). Согласно данному контракту преподаватель должен выполнить определенный объем работы, такой объем может, в частности, оцениваться в баллах. Набрал нужную сумму – поработай еще годик, может что-то из стимулирующих выплат ректор подкинет (о выполнении майских указов Путина администрации вуза надо все же как-то отчитываться). Не набрал – для начала пиши объяснительную, на ее основании получишь предупреждение, впрочем, можешь и места сразу лишиться, если вузу план по сокращению численности ППС (профессорско-преподавательского состава) министерство увеличит, ведь контракт-то на год, условия не выполнены – все юридические формальности как будто соблюдены.
Казалось бы, если не все, то многое в этой системе разумно и логично. Но не будем торопиться с выводами. Хотя истории с вновь принятыми Трудовым кодексом, законом о специальной оценке труда (СОУТ) и другими нововведениями Правительства и Думы заставляют подозревать какой-то подвох. И не без оснований!

Эффективный контракт не «интересуется» преподавательской и педагогической составляющей, как и чему учат студентов преподаватели – это все за рамками оценки. Получается очередная парадоксальная ситуация – вуз – высшее учебное заведение, а критерии его главной работы отсутствует. Заметьте, я говорю не о формальных бюрократических показателях типа часов выполненной нагрузки или числа выпускников, направившихся прямиком после студенческой скамьи на биржу труда, а об интегральных и объективных критериях: как и чему научили студента, какого уровня специалиста выпускает вуз.

— Здесь принципиально важны правила, по которым проходит предварительная экспертиза диссертации. Так, после прохождения успешной предварительной защиты в структурном подразделении Академии, мы отдаем ее на «теневую экспертизу», организованную нашими учебно-методические советами. В советское время это называлось «передать диссертацию на рецензию черному оппоненту». Списка теневых экспертов я не знаю и не могу на них надавить. Две ветви экспертизы (открытая и теневая) согласовывают свои позиции. Пока они не придут к единому мнению о том, что диссертация «созрела» для защиты, она не будет размещена на сайте Академии и мы даже не приступим к формированию диссовета. Именно высокий уровень качества предварительной экспертизы является надежным фильтром против появления на защите некачественных работ. Характерно, что все члены диссертационного совета дают письменные отзывы на диссертацию, и эти отзывы размещаются на сайте за 10 дней до защиты. Если эти отзывы положительны, то таким же, видимо, будет и голосование. Другое дело: если на защите будет понятно, что соискатель, представивший хорошую диссертацию, ничего из себя не представляет (это значит, что кто-то поработал за него), тогда можно будет открыто голосовать против. У нас к тому же идет видеозапись и трансляция. Так что все прозрачно.

Читайте также:  Сколько Нужно Отлежать В Больнице Для Переосведетельствования 3 Группы Инвалидности

— Поток желающих защитить диссертацию в Академии не уменьшается. Да, стало несколько меньше защищенных в срок диссертаций. Плохо ли это? Существует точка зрения, что чем выше процент защит в установленные сроки, тем лучше. Но мы же знаем, что в погоне за этим процентом снижалось качество. Поэтому некоторое, убежден – временное уменьшение количества защит – это неизбежная плата за выстраивание системы, препятствующей появлению диссертаций, про которые, кроме старой народной мудрости «ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан», сказать больше нечего.

Особенно интересной мне кажется идея привлечь в диссертационные советы тех, кто имеет высокий авторитет в научном сообществе, но по тем или иным причинам не получил степень доктора наук. Например, целый ряд обладателей степеней PhD, полученных в престижных зарубежных вузах, или активно публикующиеся в ведущих журналах кандидаты наук могли бы внести свой весомый вклад в качество дискуссий на заседаниях диссертационных советов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что очень скоро будет принято правовое решение, дающее возможность включения таких экспертов в состав диссертационных советов.

— Во-первых, наши требования к членам диссертационных советов выше, чем в Высшей аттестационной комиссии. Для оценки диссертаций Академия приглашает только тех, кто действительно разбирается в теме защищаемой работы. Именно поэтому мы говорим о профессиональном принципе формирования диссертационных советов. Каждый диссовет насчитывает 5-7 человек. В Комиссию по формированию диссертационного совета обязательно входят курирующий проректор и председатель учебно-методического совета, а также руководитель структурного подразделения, которое рекомендует диссертацию к защите. Важно, что не менее половины членов совета должны быть сотрудниками Академии. Действительно, если организация не способна сформировать профессиональный диссовет, 50% которого являются ее сотрудниками, ее моральное право принимать диссертацию к защите весьма сомнительно.

— Я думаю, да. Требования к научным публикациям соискателей у нас несколько выше, чем это принято в ВАКе. Например, диссертант, защищающий диссертацию на соискание степени кандидата наук должен не просто опубликовать 3 научные работы в изданиях, рецензируемых ВАК, а в числе этих публикаций должна быть минимум одна, опубликованная либо в изданиях, входящих в международные базы цитирования, либо в изданиях, рекомендованных нашей Академией. А в случае защиты докторской диссертации таких работ должно быть не менее пяти (из пятнадцати необходимых).

Чтобы обеспечить требование научной апробации основных результатов диссертационного исследования необходимо закрепить норму о том, что публикаций в изданиях из «ВАКовского перечня» не достаточно; необходимо подтверждение очного обсуждения указанных результатов на уровне международных и (или) всероссийских конференций. Подтверждением такого обсуждения должны стать не только публикации в сборниках материалов соответствующих конференций (например, для будущих докторов юридических наук в количестве не менее 50; для будущих кандидатов юридических наук в количестве не менее 10), но и дипломы, грамоты, сертификаты, полученные по итогам выступления.

Следует также ввести правило, согласно которому не менее чем 10 публикаций для будущих докторов наук и не менее чем 2 публикации для будущих кандидатов наук должны быть опубликованы в изданиях из «ВАКовского перечня», учредителями которых не являются образовательные и научные организации, иные организации, в которых работает учёный-юрист, желающий получить учёную степень, и при этом в их редакционную коллегию или редакционный совет не входит научный руководитель (консультант) этого учёного. Это связано с тем, что на практике встречаются случаи, когда аспирант (адъюнкт, докторант, соискатель) в последний год своего обучения достаточно легко получает публикацию по теме своего исследования в вузовском «ВАКовском» журнале, т.к. его научный руководитель (консультант) входит в редакционную коллегию или редакционный совет этого журнала. Часто делается это «для галочки», т.к. научный руководитель (консультант), образовательная или научная организация заинтересованы в скорейшей защите своих «научных детей».

В связи с указанной датой предлагаю ознакомиться с моими соображениями относительно требований к количеству и качеству публикаций для получения учёных степеней в Российской Федерации (на примере юридических наук). Основное содержание данной заметки было апробировано на одной из научно-практических конференций в 2017 году, а также опубликовано в журнале. Предложения и замечания приветствуются.

По моему мнению, по юридическим наукам следует увеличить минимальное количество «ВАКовских» публикаций, необходимых для присуждения учёных степеней: не менее 25 – для будущих докторов наук; не менее 5 – для будущих кандидатов наук. Объясняется это тем, что действительно качественные научные исследования учёному-юристу не составит особого труда опубликовать, тогда как за счет некоторых коммерческих изданий, входящих в «ВАКовский перечень», «экспресс-публикаций» в них за денежные средства автора могут быть опубликованы весьма сомнительные работы в количестве 3 штук и этого будет достаточно для присуждения дутышу псевдоученому (см. карикатуру) учёной степени. Благо, что ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ постепенно ужесточает требования к включению и нахождению в «ВАКовском перечне», периодически исключает из него сомнительные издания.

Чтобы обеспечить соблюдение требования самостоятельности научного исследования предлагаем в Положении закрепить норму о том, что для присуждения учёной степени доктора или кандидата наук необходимо, чтобы не менее половины указанных публикаций были выполнены аспирантами (докторантами, соискателями) самостоятельно, без соавторов, включая научного руководителя (консультанта).

Требования что бы стать ваковским доцентом

б) осуществление педагогической деятельности не менее чем на 0,25 ставки (в том числе на условиях совместительства) по образовательным программам высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования по научной специальности, указанной в аттестационном деле, в организации, представившей его к присвоению ученого звания;

одну из должностей, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, либо должность начальника факультета, начальника института, начальника кафедры или заместителя начальника кафедры, либо должность, включенную в перечень, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и приравненную к одной из должностей, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, — в отношении лица, проходящего военную или иную приравненную к ней службу по контракту, службу в органах внутренних дел Российской Федерации;

1. Письмо на бланке организации, в которой действует коллегиальный орган управления (далее – ученый совет), с ходатайством о представлении соискателя — работника организации к присвоению ученого звания, в котором указываются полное наименование организации (в соответствии с уставом), адрес, телефон, факс, адрес электронной почты организации, способ информирования о ходе предоставления государственной услуги (по почте и (или) по электронной почте), фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) соискателя (письмо подписывается руководителем или заместителем руководителя организации и заверяется печатью организации) – 2 экз.

одну из должностей, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, либо должность начальника факультета, начальника института, начальника кафедры или заместителя начальника кафедры, либо должность, включенную в перечень, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и приравненную к одной из должностей, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, — в отношении лица, проходящего военную или иную приравненную к ней службу по контракту, службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

должность директора, заместителя директора, главного научного сотрудника, заведующего (начальника), заместителя заведующего (начальника) научным, научно-исследовательским или опытно-конструкторским отделом (отделением, сектором, лабораторией), руководителя или заместителя руководителя по научной (научно-исследовательской, учебной, учебно-методической работе) филиала этой организации — в отношении работника научной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, имеющие государственную аккредитацию, и (или) программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования;

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус