Социальные цуентры в россии с неблагополучными семьями

Технические средства реабилитации — больной вопрос для каждого лежачего больного из-за крайней необходимости и высокой стоимости. Организация жизненного пространства дома, а также приобретение расходных материалов для лежачего больного требует существенных затрат (как правильно ухаживать за лежачим больным можно узнать из статьи «Как ухаживать за лежачим больным»).

В таком случае лучшим вариантом будет помощь в стационарных условиях. Эти заболевания являются опасными для окружающих и требуют особого внимания врачей, круглосуточного наблюдения, а также специфического лечения. Их предоставить социальный работник не может.

При некоторых неизлечимых заболеваниях лежачие больные или их представители имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.

О том, что лежачему больному необходимы ТСР, может принять решение только лечащий врач лечебно-профилактического учреждения. Для этого его нужно вызвать на дом для оценки состояния больного. Он оформит посыльный лист для разработки новой ИПР специально для получения необходимых ТСР.

После оформления группы инвалидности лежачему больному выдается на руки его индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В документе указывают все необходимые медицинские и социальные услуги, а также технические средства, необходимые инвалиду для его реабилитации.

Оценка занятости родителей дала следующие результаты: 60 опрошенных респондентов безработные, 40 домохозяек, 36 рабочих и 13 служащих. В основном семьи испытывают материальные проблемы — 99 респондентов, психологические — 21, жилищные — 30. Все семьи вступают в конфликтные ситуации довольно часто. Это подтверждает, что в неблагополучных семьях чаще всего одновременно имеется несколько проблем, что также влияет на то, что семья не может с ними справиться самостоятельно.

Однако в работе с данной категорией семей специалисты по социальной работе нередко сталкиваются с определенными барьерами, которые отражаются на всей организации социальной работы с неблагополучными семьями. Существенным препятствием, которое необходимо учитывать специалистам, является ригидность семьи, желание сохранить имеющиеся проблемы внутри семьи, поэтому нередко она неосознанно сопротивляется изменениям. Ю. В. Корчагина выделяет трудности, возникающие в процессе социальной работы с неблагополучной семьей. Одна из них связана с закрытостью неблагополучной семьи. Это выражается в том, что родители неохотно вступают в контакт со специалистами, игнорируют или демонстрируют открытую враждебность. Это может отталкивать специалистов от работы с семьей и детьми. Вторая трудность объясняется отсутствием команды среди специалистов, работающих с семьей. Еще одна трудность — отсутствие узких специалистов в школе, ориентированных на работу с неблагополучной семьей [14. С. 86]. Иначе говоря, на то, как будет строиться социальная работа с неблагополучной семьей, влияет ее отношение к специалистам, предлагаемым мерам социальной помощи и поддержки. В работе с неблагополучной семьей должны быть продуманы специальные меры по преодолению перечисленных трудностей.

Неблагополучные семьи являются социально уязвимыми категориями населения. Они нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства. Социальная работа с неблагополучной семьей с детьми выступает как отдельное направление деятельности, цель которой — профилактика нарушений в социализации детей. В статье раскрывается содержание социальной работы с неблагополучными семьями, обосновывается необходимость применения в социальной работе с неблагополучной семьей межведомственного подхода, определяются трудности социальной работы с такими семьями. Ведущую роль в организации социальной работы с семьей должны занимать специализированные центры, на основе которых могут быть реализованы социальные программы по социальной помощи и поддержке неблагополучных семей, а также клубные формы работы по психолого-педагогической поддержке неблагополучных семей с детьми. Результаты исследования позволяют определить роль социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям с детьми в современных условиях, создании условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации детей из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей. Ключевые слова

Ф. А. Мустаева определяет социальную работу с семьей как часть семейной политики, направленной на оказание социальной помощи семье, социальную поддержку и социальную защиту всех категорий семей [7. С. 181]. Содержанием социальной работы с семьей является содействие и помощь в восстановлении и поддержании нормального функционирования института семьи.

Таким образом, сотрудники Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Северо-западный межрайонный центр «Семья» как приоритетное направление в работе с неблагополучной семьей выделяют межведомственное взаимодействие, а как значимое учреждение, обладающее существенными полномочиями, — отдел опеки и попечительства. Одна из проблем организации межведомственного взаимодействия заключается в отсутствии органа, координирующего работу с неблагополучными семьями. Центр частично выполняет такую функцию, но его полномочия чаще всего не позволяют определять задачи и способы работы других учреждений. Поэтому каждый элемент в системе межведомственного взаимодействия действует независимо друг от друга, что препятствует эффективной организации комплексной работы с неблагополучными семьями.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Таким образом, социальная работа как вид практической деятельности использует различные методы, формы и технологии по оказанию помощи неблагополучным семьям. При оказании помощи и поддержки неблагополучным семьям специалисты, в свою очередь, должны быть компетентными, тактичными и коммуникативными. Задача специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы предоставить своевременную помощь членам неблагополучной семьи, при этом помочь им осознать проблему, которая мешает их благополучию. Кроме этого, специалисты социальной работы взаимодействуют с другими социальными учреждениями. В этом случае, они ведут посредническую работу.

При организации социальной работы с неблагополучными семьями могут использоваться следующие виды услуг: социально-бытовые, социально-правовые, социально-реабилитационные, педагогические, социально-медицинские. Также могут применяться различные методы и технологии социальной работы: беседа, консультирование, социальный патронаж, социальное сопровождение и посредничество.

Одной из наиболее эффективных технологий социальной работы с неблагополучными семьями является социальная профилактика. Профилактика семейного неблагополучия включает в себя следующие мероприятия: просвещение родителей по педагогическим, психологическим, правовым знаниям; воспитательное воздействие школы и семьи, привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе; ознакомление с психолого-педагогической литературой; проведение учебно-методических семинаров для учителей и родителей по вопросам решения проблемы неблагополучия семьи [3, С. 400].

В подтверждение данного факта стоит привести результаты на следующий вопрос: «Считают ли родители отрицательное поведение своих детей следствием неправильного семейного воспитания». 72% опрошенных согласились, что они сами виноваты, 18% опрошенных – не знали, что ответить, 10% опрошенных ответили, что не виноваты. Как видно из результатов, действительно большинство опрошенных нуждаются в решении проблемы педагогической запущенности семьи.

Нами было проведено эмпирическое исследование на базе службы семьи г.Бирск. Цель проводимого исследования заключалась выявление семейных проблем, отношений между членами семьи, потребностей в социальной помощи и удовлетворенность качеством оказания социальных услуг в службе семьи.

Cоциальная профилактика семейного неблагополучия (на базе Центр социальной помощи семье и детям Кировского района СПб)

Из-за снижения внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие [6].

Благополучная семья это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям. Поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общества, поддерживается система отношений с минимальным принуждением; это обязательно миролюбивая семья, способная к материальному обеспечению, к деторождению и воспитанию. Это семья, воспроизводящая человеческую культуру, сохраняющая ее и умножающая. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны. [19]

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. Поэтому такие ситуации ведут к тому, что человек или группа люде, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, невозможность добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций [19].

Читайте также:  Сколько Составляет Пенсия По Потери Кормильца С Января 2022

В нашей работе мы покажем, как именно специалист по социальной работе, вникнув в проблемы конкретной семьи, помогает осознать и преодолеть возникшие в семье проблемы. Постараемся раскрыть значимость межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучной семьей.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как в практике дальнейших прикладных исследований по проблеме семейного неблагополучия, так и в организации социальной профилактики по предупреждению семейного неблагополучия. Результаты работы могут быть использованы в практической и научной деятельности специалистов по социальной работе.

Социальная работа с неблагополучной семьей

Социальная работа начинается с диагностики семь ‘и, под которой понимают выявление конкретной информации о семье. В деятельности социального работника распространена практика паспортизации семьи, позволяет систематизировать информацию в единый стандарт — паспорт семьи.

1. Помощь в обучении направлена на предупреждение возникновения семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Обучение осуществляется в овладении родителями теоретических знаний и формирование у них умений, которые помогут упорядочить быт семьи и ее социальный статус.

Социальный работник должен пропагандировать ненасильственное воспитание, знакомить родителей с методами, которые развивают у детей послушание, ответственность, не используя при этом «карательной педагогики», подбирать речевые выражения, которые будут способствовать преодолению недоразумения в семье и школе.

Семейное благополучие определяется высоким уровнем внутрисемейной нравственности, духовности, удовлетворенности эмоционально психологических потребностей всех ее членов. Оно зависит не столько от материально-экономической обеспеченности семьи, ее доходов, сколько от гуманизма взаимоотношений, умение любить и уважать друг друга.

2. Коррекция межличностных отношений проходит в случае психологического насилия в неблагополучий семьи, приводят к сдвигам нервно-психического и физического состояния. Целью социально-психологической коррекции является выявление межличностных конфликтов в семье и семьи с обществом, помощь распознать их отношения между членам семьи и помочь смоделировать новый тип отношений.

  1. Выявление и индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и (или) в социально-опасном положении.
  2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально реабилитационных услуг семьям и детям.
  3. Социальное сопровождение семей и одиноких родителей с детьми в решении проблем их самообеспечения, реализации собственного потенциала в преодолении трудной жизненной ситуации и (или) социально опасного положения.
  4. Индивидуальный подход, оказание адресной помощи каждой семье, находящейся в трудной жизненной ситуации и (или) в социально-опасном положении;
  5. Организация и проведение работы по профилактике социальных девиаций среди семей с детьми.
  6. В рамках межведомственного взаимодействия привлечение органов исполнительной власти города Москвы, органов и учреждений системы профилактики к решению вопросов выявления и проведения индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и (или) в социально опасном положении, нуждающимися в социальной реабилитации.
  7. Выполнение других функций в соответствии с возложенными на Службу (отделение) задачами.
  • находящиеся в трудной жизненной ситуации — дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети — жертвы насилия;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонением в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (Федеральный закон № 124-ФЗ от24.07.1998 г.);
  • находящиеся в социально-опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию (Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г.).
  • находящиеся в трудной жизненной ситуации — семьи, попавшие в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одинокое материнство\отцовство и т. д.) которую семья не может преодолеть самостоятельно (Федеральный закон № 195-ФЗ от 10.12.1995 г.);
  • находящиеся в социально-опасном положении — семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних детей не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению (или содержанию) и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999г.).
  • заявления родителей, опекунов/попечителей, других законных представителей;
  • направление из КДН и ЗП или органов опеки, попечительства и патронажа;
  • документа, удостоверяющего личность (паспорт, загранпаспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность);
  • договора об установлении социального патроната.
  • заключения, утвержденного руководителем, по результатам комплексной диагностики проведенной проверки (специалистами Службы), заявлений и других сообщений.

Социальные цуентры в россии с неблагополучными семьями

Кризисный центр и входящие в его структуру филиал «Надежда» и филиал «Специализированный дом ребенка «Маленькая мама» осуществляют свою работу как в стационарной форме (в отделениях стационарного обслуживания на 102 койко-места, из них 70 для женщин, переживших насилие), так и в полустационарной форме социального обслуживания.

С помощью сертификата гражданин сможет получить временное жилое помещение, комплекс социальных услуг, психологическую помощь и поддержку, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, оказание помощи в трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

В Республике Северная Осетия – Алания в структуру Комплексных центров социального обслуживания населения Республики Северная Осетия-Алания входят отделения социальной помощи семье и детям. Женщины и дети, которые были подвержены семейному насилию, или оказались в ситуации жизненного риска, могут подать заявление для оказания помощи в данном отделении центра.

В Ярославской области в государственном казенном учреждении социального обслуживания Ярославской области «Центр социальной помощи семье и детям» функционирует отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в котором женщинам предоставляется комплексная помощь квалифицированных специалистов (по социальной работе, психолога, юрисконсульта, врача-психотерапевта).

По данным статистического наблюдения по форме 1-СД в 2022 году в Российской Федерации действовало всего 2 768 организаций социального обслуживания семьи и детей, которые располагают 1 338 стационарными отделениями на 47 504 места, 764 отделениями дневного пребывания на 19 692 места. Из них 2 315 – государственные организации, 437 – муниципальные, 16 – иной формы собственности.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Важной является просветительская работа, которая в основном охватывается групповыми формами воздействий (родительские собрания). Данные формы работы обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание определяется по запросам родителей, педагогов, учащихся (старшеклассники), или по выбору психолога. Достаточно эффективными являются тренинговые занятия. Наряду с вербально-коммуникативными средствами при проведении групповых форм работы целесообразно использовать и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, распечатки рекомендаций, мини-тестов, анкет, развивающих игр и упражнений.

Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Причины формирования неблагополучных семей не зависят от имущественного и образовательного статуса родителей. Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Читайте также:  Фуру В Аренду Без Водителя

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства — на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, не результативно.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

По данным, представленным в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, размещённой на сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей видим, что количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а % неполных семей растет на 3%. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми [2].

Таким образом, рассмотренные основные формы и этапы социального работника с семьей в условиях реабилитационного центра способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации гимназии, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).

В этом направлении в гимназии работа ведётся по плану «Семья и школа», который успешно реализуется с 2002 года. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей «группы риска», по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией гимназии, инспектором ОДН.

В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.

Выступление с лекциями перед учащимися и родителями специалистов реабилитационного отдела детской городской больницы и медицинских психологов наркологического диспансера помогает организовать работу по формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра

Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно — и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

Асоциальные семьи — признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы полиции, КПДН и ЗП, Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Барышскому району, Управление образования- отдел опеки и попечительства МО «Барышский район».

Программа клуба; Семь и Я

Основными проблемами семей наряду с малообеспеченностью, являются: повышенная конфликтность между членами семьи, недостаточная родительская компетентность в вопросах воспитания, употребление спиртных напитков, ведущих к аморальному поведению. Зачастую родители не контролируют где и с кем их дети проводят свободное время, не умеют организовать досуг семьи. Это является причинами роста детской безнадзорности, правонарушений и других девиантных проявлений в поведении детей и подростков, для которых дом и семья перестали быть источником радости и благополучия. Не видя выхода из жизненных ситуаций, дети попадают под влияние улицы и сомнительных компаний. Семья не определяется ими главной жизненной ценностью и накопленный негативный жизненный опыт передается из поколения в поколение.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика — все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Неблагополучная семья – это, прежде всего, семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Есть семьи, где родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают получать знания по педагогике и психологии, не уделяют внимания детям. Государство обеспокоено этим и пытается найти пути решения проблем, касающихся неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях.

Программа клуба «Семь и Я» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях КГБУ «Комсомольский – на – Амуре комплексный центр социального обслуживания населения». Борзенко Светлана Владимировна, социальный педагог КГБУ «Комсомольский – на – Амуре комплексный центр социального обслуживания населения». Участник конкурса Социальные инновации 2022. Номинация «Социальная программа, проект, технология, методика»

В нашем учреждении на социальном обслуживании в основном состоят семьи с неустойчивым типом воспитания, с присущим данным семьям равнодушием к личностному развитию, эмоциональному миру детей, их интересам и потребностям, противоречивостью требований, жестокостью наказаний. Ненадлежащее воспитание отмечается безответственностью к безопасности и здоровью ребенка.

Трансформации в российском обществе не могли не повлиять на положение семьи: изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической помощи.

в течение 15 дней после получения от уполномоченной организации (раздел 3 пункт 2.1.) проекта плана индивидуально-профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего утверждает его на заседании комиссии и направляет для исполнения соответствующим органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Основной целью внедрения системной работы с неблагополучными семьями должна стать модель управления на основе непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.3. Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).
Отсутствие попечения родителей (законных представителей) подтверждается документами:
— копиями свидетельств о смерти;
— копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими;
— актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;
— документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.

3.5. Руководители лечебно-профилактических учреждений, травм.пунктов при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов) направляют информацию по установленной форме (приложение №2) в орган внутренних дел, специалистам в сфере опеки и попечительства и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего (-ней), Управление опеки и попечительства Департамента семейной и молодежной политики города Москвы (по факсу 633-94-31), Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по факсу 620-29-95), а также в Межрайонную прокуратуру.

Читайте также:  Увеличение Пенсии Детям Инвалидам В 2022 Году Якутск

В случае принятия решения о продолжении работы с семьёй, повторное рассмотрение результатов работы производится в сроки, предложенные уполномоченной организацией, но не позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия постановления о продолжении работы.

Специалисты, которые пытаются помочь ребёнку или взрослому без учёта всех семейных привязанностей, подвергают ребёнка большому риску. Само по себе изъятие ребёнка из семьи часто снижает уровень боли и тревоги по поводу того, что семье необходимы перемены. Поэтому даже самые нерадивые родители восстают против изъятия детей из семьи, всеми силами противятся этому, пытаются противостоять.

Для большинства семей, состоящих на учёте в милиции, органах социальной защиты, образования, в разряде неблагополучных, создание предсказуемого, безопасного, обеспечивающего постоянный уход окружения является недостижимой целью. Члены семьей оказываются погрязшими в постоянные циклы отрицания, агрессивного или деструктивного поведения. Всё это в свою очередь ведёт к непрерывающимся конфликтам, кризисам, уязвимости семьи и родственников.

Ребёнок из неблагополучной семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающийся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствия интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребёнка и его внешний вид говорят не только о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружения ребёнка реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. В итоге ребёнок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и оказывается в ещё большей изоляции. Он озлобляется, ожесточается, замыкается, становится агрессивным и т.д. возраст ребёнка может быть различным, но проблемы детей приблизительно одинаковы.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

В плане реабилитации семьи часто решаются такие проблемы, как трудоустройство родителей, организация лечения от алкогольной зависимости, налаживание внутрисемейных связей, восстановление родственных отношений, создание благоприятной психологической атмосферы, коррекция ценностных приоритетов и многое другое.

Чаще всего, полномочия специалиста по социальной работе, тесно связывают с понятием «компетенция», то есть не столько с возможностями специалиста влиять на ситуацию в своей сфере деятельности, сколько на его осведомленность и уровень знаний. Иными словами специалисты по социальной работе имеют некий уровень компетенции, но совершенно не имеют полномочий. Все полномочия специалиста ограничиваются приемом или неприемом клиента. То есть мы либо помогаем клиенту, потому что владеем информацией, либо не помогаем, потому что не владеем. И тот и другой случай рассчитан на то, что клиент проявит некоторую инициативу и в той или иной мере будет заинтересован во взаимодействии со специалистом. Но в случае работы с неблагополучными семьями гораздо чаще встречается конфликтное и противоборствующее отношение к представителям социальных центров. Таким образом, возникает ситуация, когда в силу полного отсутствия полномочий, специалист не имеет никакой возможности выполнить свою работу и повлиять на ситуацию в семье. Конечно, когда требуется более серьёзное вмешательство (вроде изъятия ребенка из семьи) подключаться органы опеки и полиция, но здесь есть ряд моментов, которые значительно тормозят и иногда фатально, работу специалистов. Прежде, чем обратиться за содействием в органы опеки или в полицию, необходимо неоднократно посетить клиента и оформить множество актов о непопадании в адрес. Так же необходимо использовать все возможные способы связи с клиентом и документально зафиксировать, что результатов они не принесли и только в этом случае возможно обращение к полиции или органам опеки. Вся эта процедура серьезно затягивает работу с клиентом и в случае наличия у него несовершеннолетнего ребенка, отсутствие экстренного вмешательства в семейную ситуацию может пагубно сказаться на жизни и здоровье ребенка.

Согласно практическому опыту на данный момент специалист, после получения информации о семье может пытаться связаться с клиентом по телефону, совершить несколько выходов в адрес и обратиться в учреждения, где оформлен клиент или его ребенок. Поскольку на обслуживании в социальных центрах состоит не одна и не две семьи, то весь процесс выхода на связь занимает не малое количество времени, особенно если сам клиент не желает контактировать со специалистом. В конечном счете специалист сообщает об отсутствии возможности работы с клиентом и переходит к работе с другой семьей. Другая сторона медали отсутствия полномочий проявляет себя иным образом: некоторые клиенты готовы впустить специалиста в дом, но при этом не видят никакого смысла во взаимодействии, так как полномочия и методы воздействия специалиста серьезно ограничены. Любая помощь даже сильно алкозависимым носит исключительно добровольный характер, но как убедить зависимого человека в том, что ему эта зависимость не нужна, если полномочия и «рычаги давления» у специалиста практически отсутствуют? Даже забрать ребенка из подобной семьи возможно только в случае, если будет засвидетельствован факт нахождения ребенка в обществе родителей в состоянии алкогольного опьянения и то, лишь в том случае, если это происходит непосредственно на глазах специалистов, представителей опеки, полиции или соседей (в том случае если они сразу вызывают полицию). Так же имеет место субъективный фактор, при котором специалист Центра может счесть необходимым изъятие ребенка из семьи, в то время, как не работавший и не взаимодействующий с семьей инспектор, будет считать это лишним. Таким образом, все сводится к тому, что руководящие органы стараются расширить компетенцию (область знаний) специалистов, но никоим образом не полномочия (сферу влияния). А между тем, достаточный уровень компетенции необходим в случае самостоятельного и добровольного обращения клиента в социальный центр, но многие ли алко- и наркозависимые семьи согласны изменить свою жизнь? Даже если говорить о менее тяжелых случаев (вроде сложностей с воспитанием несовершеннолетних детей), далеко не каждая такая семья готова признать, что им нужна помощь. По сути, социальная работа в этих случаях несет исключительно информационный характер: специалисты выходят в адреса и рассказывают о своей работе. Поскольку семьи предпочитают не выносить сор из избы, они принимают эту информацию к сведенью, но не планируют никакого дальнейшего взаимодействия со специалистами, рассчитывая только на свои силы и не желая изменять своим привычкам. На этом уровне специалист буквально расписывается в своем бессилии и продолжает работу с более контактными семьями. Из всех «рычагов давления» есть только возможность обратиться к органам опеки или полиции, что при общении с неблагополучными семьями редко имеет эффект, а так же вредит психике несовершеннолетних детей. Нет ни одной причины обязывающей неблагополучные семьи взаимодействовать со специалистами социальных Центров и до появления подобных причин, специалистов по социальной работе будут воспринимать как незначительный раздражающий фактор, а не средство помощи. Таким образом единственный способ повлиять на социальную сферу в данном направлении, это ужесточение законодательства для алко- и наркозависимых семей, а так же семей с другого рода нарушениями и предоставление специалистам возможности влиять на такие семьи непосредственно обращаясь к законодательству. Необходимо разделить понятия «компетенции» и «полномочий», поскольку компетенция предполагает обращение клиента к специалисту, а полномочия наоборот, обращение специалиста к клиенту. Специалист должен иметь некий вес, которого будет достаточно, чтобы семья охотней шла на контакт и прислушивалась к его рекомендациям. Так же более широкие полномочия специалиста расширяют и возможности семей, обращающихся за помощью в социальные центры. Таким образом развитие полномочий специалистов должно идти в двух направлениях: развитие «рычагов давления» на неблагополучные семьи с целью вовзращения их к социальным нормам и расширение возможностей специалиста для предоставления помощи семьям (придание веса специалистам не только в глазах клиентов, но и в глазах иных субъектов профилактики безнадзорности и органов власти, с которыми взаимодействуют специалисты и патронируемые семьи).

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус