Республики Имеют Свое Гражданство Конституция Рф

Страница 6 ); Особенности российского федерализма

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Некоторые особенности связаны с разграничением полномочий Федерации и республик. Федеративный договор 1992 г., как говорилось, отдельно разграничивал полномочия Федерации и ее различных субъектов, в том числе республик. Поэтому в нем присутствуют некоторые полномочия республик, которые не присущи другим субъектам Федерации.

Задание ли субъекты РФ иметь свое гражданство

Изучая данную тему, необходимо сравнить, какими чертами харак­теризовалось гражданство в советский период и в настоящее время. Надо осмыслить, какое значение для гуманизации отношений в обла­сти российского гражданства в постсоветской России имеют соответ­ствующие конституционные принципы (принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения; запрет лишения гражданства Российской Федерации; возможность двойного гражданства и др.). Следует уяснить и содер­жание принципов, зафиксированных в Федеральном законе «О граж­данстве Российской Федерации» (открытый и свободный характер гражданства; сохранение гражданства России за лицами, проживаю­щими за ее пределами; отрицание автоматического изменения граж­данства Российской Федерации при заключении или расторжении брака и др.).

Исходным для института российского гражданства является то, что оно едино на всей территории Российской Федерации. У субъектов Фе­дерации нет собственного гражданства. Конституция России относит данные вопросы к исключительному ведению Российской Федера­ции (п. «в» ст. 71). Существенная роль в наполнении этих положений реальным содержанием принадлежит Конституционному Суду Рос­сийской Федерации, решения и правовые позиции которого по дан­ным вопросам надлежит знать.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ

На деле, международная правосубъектность республик может осуществляться лишь в определенных рамках, она ограничена. Международная деятельность республик не может противоречить Конституции РФ, федеральным законам, Федеративному договору. Она координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками. Как и другие субъекты Федерации, Республики имеют свои органы государственной власти (парламент, органы исполнительной власти), но в отличие от других субъектов Федерации в большинстве республик есть свои президенты и конституционные суды. Согласно Конституции РФ (ст. 68) республика вправе устанавливать свой государственный язык.

Так, например, поступала Польша, приглашая Чечню, Ингушетию, Дагестан, Татарстан и некоторые другие республики, которые не могут быть самостоятельными участниками международных конференций (по крайней мере политического характера). Республики в составе РФ неодинаковы по форме правления. Некоторые из них приняли модель президентской республики (например, Башкортостан), другие — полупрезидентской (Тыва), третьи — ближе к парламентарной (Карелия). В отличие от РФ все республики являются унитарными государствами. В некоторых президент является главой государства и есть Совет министров, который тоже обладает исполнительной властью, в других — президент одновременно глава государства и исполнительной власти. Республика в составе РФ существует в общей системе связей Федерации и, естественно, отражает общую ситуацию в ней.

Гражданство в конституции рф

Основной закон 1993 г. впервые в отечественной истории выносит вопрос правового регулирования гражданства на конституционный уровень, к тому же в включает его в раздел Основ конституционного строя. На наш взгляд, это объясняется большим значением, которое придавалось этому институту на этапе становления суверенного российского государства. Разумеется, Конституция определяет лишь отдельные основополагающие принципы этого института, на которых остановимся подробнее.

Читайте также:  Хмао запрет на продажу алкоголя

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите­лей всегда являются гражданами данного государства, но значи­тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Республики Имеют Свое Гражданство Конституция Рф

В целях исключения разделения «коренных» наций и «несуверенных» народов при определении гражданства в ст. 69 Конституции Республики Башкортостан следовало бы предусмотреть положение об осуществлении неотъемлемого права башкирской нации, всего народа республики на самоопределение, подобно положению Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Тем более Республика Башкортостан по сути не является однонациональной республикой. В ней прожинают более 4 млн. человек, в том числе башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты. Следует также учесть и то, что за 1992-1994 годы в РБ прибыло свыше 40 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Прибалтики и Чечни, причем граждане разных национальностей.

Что касается Республики Башкортостан, то фактически существует противоречие между ст. 69 и ст. 3 ее Конституции, что говорит о необходимости устранения соответствующего пробела в конституционном законодательстве. В частности, многонациональный народ Республики Башкортостан, который является «носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан» (ст. 3 Конституции РБ), как бы лишен права образования государственности, так как «Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение» (ст. 69 Конституции РБ) [20, с. 23].

Гражданин Российской Федерации: определение статуса по Конституции РФ

Определить правовую связь лица с государством можно как единую систему всех его прав и обязанностей. В зависимости от отсутствия или наличия гражданско-правовой связи с Российской Федерацией, а также с другими государствами, для государственной власти все индивиды делятся на три группы:

В зависимости от принадлежности к тому или иному классу существенно различались права и обязанности. К примеру, определённая часть природного подданства делилась на податных и неподатных граждан. К лицам неподатного состояния относились почётные жители и дворяне. Они получали паспорта на бессрочный период, обладали полной свободой передвижения. Представители податной группы (крестьяне и городские обыватели) такими привилегиями не пользовались.

Гра­ж­дан­ст­во Российской Федерации

  • 2. Гра­ж­дан­ст­во Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия – Ала­ния при­об­ре­та­ет­ся и пре­кра­ща­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном Рес­пуб­ли­ки, яв­ля­ет­ся рав­ным не­за­ви­си­мо от ос­но­ва­ний при­об­ре­те­ния.
  • 3. Гра­ж­да­нин Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия – Ала­ния яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но гра­ж­да­ни­ном Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции” 5 .

За­кон РФ «О гра­ж­дан­ст­ве» от 28 но­яб­ря 1991 г. с по­сле­дую­щи­ми из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми пре­ду­смат­ри­ва­ет, что гра­ж­да­не Рос­сии, по­сто­ян­но про­жи­ваю­щие на тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки в со­ста­ве РФ, яв­ля­ют­ся од­но­вре­мен­но гра­ж­да­на­ми этой рес­пуб­ли­ки (ст.2). Пре­кра­ще­ние гра­ж­дан­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции вле­чет за со­бой пре­кра­ще­ние гра­ж­дан­ст­ва рес­пуб­ли­ки (ст.22) 65 .

Конституционно-правовое регулирование института гражданства в России

Кроме этого закона нормы о гражданстве содержатся также в других федеральных законах, принятые за период 1993-2002 гг. или за этот же период в новой редакции с учетом постановлений Конституционного Суда РФ Закон РФ « О Беженцах» от 19 февраля 1993г, Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г. Также в РФ действуют различные подзаконные нормативные акты, которые регулируют процессуальные вопросы приобретения и прекращения гражданства и другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК.

Читайте также:  Выделение долей детям при использовании материнского капитала нотариально

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус (дополнение)

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленный в федеральной Конституции круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. П.в. РФ — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Формулой «в ведении РФ находятся» обозначаются сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.). Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Конституция России устанавливает некоторые особенности право­вого статуса автономных округов и автономной области. Предусмат­ривается возможность дополнительного определения правого статуса автономной области, автономного округа путем принятия по представ­лению законодательных и исполнительных органов округа (области) федерального закона об автономной области, автономном округе. Сегод­ня такого правового акта пока не существует.

В-третьих, республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые используются в государственных органах, учрежде­ниях и органах местного самоуправления наряду с русским языком, который является государственным языком Российской Федерации. Из Конституции РФ не следует обязанность республик устанавливать свой государственный язык. Регулирование государственных языков республик должно осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка. В ряде республик установлено по два и бо­лее государственных языков (в Кабардино-Балкарской Республике -2 языка, а в Республике Дагестан — 12 языков).

Республики Имеют Свое Гражданство Конституция Рф

Согласно ч. 6 ст. 4 Закона 2002 г. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Тем самым констатируется приверженность РФ международному принципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих на ее территории, что согласуется, в частности, с п. «б» ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве.

Таким образом, с момента принятия Конституции РФ 1993 г. в РФ устанавливалось только одно гражданство — гражданство РФ, а решение всех вопросов, связанных с гражданством в РФ, было отнесено к исключительному ведению РФ (п. «в» ст. 71).

Статья 6 Конституции РФ и ст

6. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Т.е. государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ, обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ и ФЗ и защищать их.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч.1 ст. 13, и без представления вида на жительство.

Как получить гражданство республики Татарстан

  1. Если у претендента оба родителя или только один из них уже имеют такое гражданство. Это также относится к усыновителям, если они существуют.
  2. Данное физическое лицо ранее проживало на территории Советского Союза. В большинстве случаев обычно гражданство устанавливали в результате процедуры оптации, применявшейся после образования новых государств на территории бывшего СССР, когда жители получили возможность выбрать новое гражданство.
  3. Иностранец или иностранка вступили в брак с подданным страны, и они прожили вместе не менее трёх лет.
  4. Если у претендента на гражданство умер один из родителей, являющийся резидентом этого государства, а также, когда он был признан судом умершим, недееспособным или пропавшим без вести.
  5. Такое право даётся окончившим высшее учебное заведение и проработавшим по специальности в течение трёх лет.
  6. Данная возможность также доступна для индивидуальных предпринимателей. Это возможно при условии, что они занимаются бизнесом не менее трёх лет. При этом ежегодный их доход не должен быть менее 10 миллионов рублей.
  7. Возможность открыта для тех, кто делает значительные инвестиции в экономику государства. Получение подданства доступно для тех из них, которые отвечают определённым дополнительным условиям.
Читайте также:  Пособия По Безработице 2022

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Ваш юрист

Согласно ФЗ 2002 г., гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего ФЗ, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим ФЗ. В отличие от предыдущего Закона о гражданстве 1991 г. ФЗ 2002 г. не сохранил такие основания для приобретения гражданства, как признание и в порядке регистрации. Установление этих оснований прежде было обусловлено тем, что Закон о гражданстве 1991 г. был принят в период распада СССР и стояла задача определить прежде всего, кто из граждан СССР является российским гражданином. В СССР республиканское гражданство не имело четкого и полного правового оформления, хотя и действовал принцип, согласно которому оно определяется по месту постоянного проживания гражданина СССР.

Интересам многих соотечественников, проживающих на территории бывших союзных республик СССР и стремящихся сохранить принадлежность к России, связи с ней, отвечает допускаемое Конституцией (ч. 1 ст. 62) и ФЗ 2002 г. (ст. 6) двойное гражданство (Российского и иностранного государства). Но для реализации такой возможности необходимо наличие соответствующего регулирования федеральным законом или международным договором между Российской Федерацией и тем или иным государством (государствами). Такие договоры — соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства — заключены пока только с Туркменистаном (вступил в силу 18 мая 1995 г.) и Таджикистаном (вступил в силу 7 октября 1995 г.) (см. комм. к ст. 62), а федеральный закон по данному вопросу до сих пор не принят.

Тема 7

7. Каждая республика имеет свою государственную символику: Государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические традиции народов республики.

5. Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности. Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.

Республики Имеют Свое Гражданство Конституция Рф

11 декабря 1991 г. Комитет конституционного надзора СССР сделал публичное заявление, в котором указывалось, что одни союзные республики не в праве решать вопросы, касающееся прав и интересов других союзных республик, и по этому содержащаяся в Беловежском соглашении констатация того, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование, может рассматриваться лишь в качестве политической оценки ситуации, не имеющей юридической силы.

Согласно ст 15 Всеобщей Декларации прав Человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, ставшей обязательной в силу ратификации для СССР и в Силу Конституции для РФ, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Это означает, что перемена гражданства допускается не в принудительном, а исключительно в добровольном порядке.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус